Дифференциальная психология

Индивидуальность человека и развитие его личности

Приведём только один классический пример использования этой возможности - генетическую "классификацию личностей", предложенную еще в 1920 г. А.Ф.Лазурским. Наполненная богатейшим эмпирическим материалом, эта классификация содержит четкие принципы разделения индивидуальных типов и групп людей, а также критерии, оценки уровней их личностного развития.

Таких критериев существует четыре. В них сочетаются признаки развития познавательной и мотивационной сфер человека, их многоплановости и определенности. Первым критерием является общее количество и степень разнообразия его психических проявлений, т.е. переход от "смутности" основных вопросов к их широте и дифференцированности. Второй критерий - интенсивность этих проявлений, степень развития соответствующих способностей. Третий - степень их осознанности, тенденции к сознательному определению своего отношения к окружающему миру и ориентации в нем. Четвертый, итоговый критерий составляет координацию всех (или большинства) отдельных психических качеств, образующих индивидуальность человека, их концентрация в направлении определенного, но широкого и разностороннего вида деятельности.

Очевидно, что опорой для выделения разных уровней развития личности служит именно сознательная активность человека, интеграция - единство и "собранность" - его разнообразных индивидуальных черт. Тогда сами эти уровни - низший, средний и высший - определяются как разные способы существования, взаимоотношения индивидуальности человека с окружающей его средой.

Так, на низшем уровне развития человек полностью подчинен внешним обстоятельствам. Более того, неопределенный в интересах и поступках, он оказывается не в силах полноценно реализовать собственные задатки для достаточного и стойкого приспособления к среде. Напротив, люди среднего уровня приспособлены адекватно. В "союзе" со средой, они занимают в нем достойное место, соответствующее склонностям, задаткам и способностям, которые продолжают развиваться. Наконец, на высшем уровне развития отношения вновь меняются. Высокоодаренные люди, занятые интенсивной и плодотворной творческой деятельностью, не ограничиваются приспособлением к среде, но стремятся к ее конструктивному изменению.

Впрочем, принадлежность к определенному психическому уровню является в данной классификации центральной, но не единственной характеристикой индивидуальностей. Помимо этого, они разделяются по преобладанию традиционно выделяемых психических функций: эмоции, мышления, воли. Таковы аффективные, рассудочные, деятельные и другие особые типы, задаваемые сочетанием названных функций и существующие при этом самостоятельно, как например, типы мечтателей (одновременное преобладание эмоционального и интеллектуального) или аффектно-деятельных. Большинство из них встречаются на каждом уровне, имея свои особые проявления. Совмещение уровней развития с функциональными типами дает упорядоченную в эмпирически насыщенную картину конкретных индивидуальных типов.

Понятно, что классификация А.Ф. Лазурского строится не только дедуктивно, но и эмпирически. Однако, главному своему принципу - анализу индивидуальности человека через развитие его личности - автор следует строго и до конца, отрицая буквальные понимания собственных результатов. На самом деле, если бы выделенные уровни личности лишь описывали реальность "как она есть", то почему не принять их названия - низший, средний и высший - как морально-этические оценки этой реальности? Подобную, "соблазнительную", по словам Лазурского, точку зрения он решительно отвергает: место в той или иной "уровневой" ячейке не может быть закреплено за человеком раз и навсегда. Поэтому этическим критерием является не сама принадлежность к уровню, но постоянная тенденция к его повышению, т. е. усилие человека к продуктивному развитию собственной индивидуальности, его стремление к самосовершенствованию.

Любая классификация индивидуальностей - конституциональных типов психопатий или психических уровней развития - не ограничиваются фиксацией состояний, предполагая их динамику. Однако в каждом из этих случае динамика будет качественно особой. Так, индивидуальное "движение" в рамках той или иной психотелесной связи заведомо ограничено и отражает возможные модификации биологически исходных основ. Динамические изменения в отклонениях и акцентуациях характера задаются возможностью смещения этих групп и типов и состоят в своего рода "путешествии" по клеткам соответствующих классификаций (хотя далеко не всем) через так называемые транзитивные (переходные) состояния. И только тогда, когда становление характера связывается с самостоятельным усилием человека, ему дана возможность "прорвать" пределы индивидуальных (в то числе - собственных) особенностей, намеченных природой и средой, и, осознавая, руководить их необходимой плодотворной перестройкой, в которой и состоит подлинная жизнь, развитие личности. Понятно, что все эти "движения" так или иначе совмещаются в индивидуальном развитии каждого человека.


Используются технологии uCoz