Дифференциальная психология

Способности и интеллект.

Долгие годы монополия в изучении интеллектуальных возможностей человека принадлежала тестологии.

Впервые о существовании индивидуальных различий в умственных (интеллектуальных) способностях заговорил Фр. Гальтон. Но он отождествлял интеллект с врожденными психофизиологическими функциями (реакция, чувствительность...).

В 1905 г. А.Бине и Т.Симон - в связи с запросами правительства найти способ отличать неспособных детей создали первую серию тестов (30 заданий). "Интеллект - правильное суждение, понимание, размышление, которые благодаря своему здравому смыслу и инициативности помогают человеку приспособиться к обстоятельствам жизни".

IQ = (умственный возраст / хронологический возраст) * 100 %,

где умственный возраст - это средний возраст детей, которые решают те же задания, что и испытуемый (то есть, если 6-летний ребенок решает задания для 8-летних, его умственный возраст равен 8 годам).

Бине и Симон впервые выдвинули идею о влиянии окружающей среды на особенности познавательного развития; однако интеллект в их понятии ограничивался только достигнутым на данный момент уровнем изучаемых особенностей (то есть репродуктивной его стороной).

Две тенденции в развитии представлений об интеллекте:

  1. Признание общего фактора интеллекта;
  2. Отрицание какого-либо общего начала интеллектуальной деятельности и утверждение существования множества независимых интеллектуальных способностей.
  1. Целостный интеллект

К. Спирмен. Двухфакторная система: general factor (g) есть собственно интеллект сущность которого сводится к индивидуальным различиям в "умственной энергии" (его составляет сумма результатов всех тестовых заданий); фактор s - характеризует специфику каждого конкретного задания. Спирмен разграничил уровневые свойства интеллекта:

  1. - показатели сформированности основных сенсорно-перцептивных и вербальных функций
  2. - комбинаторные свойства (способность выяснять связи между стимулами).

Несколько позже Дж. Равен продолжил развитие этой идеи, выделив продуктивный интеллект или способность выявлять связи и соотношения, и приходить к выводам, непосредственно не представленным в заданной ситуации; и репродуктивный интеллект - то есть способность использовать прошлый опыт и усвоенную информацию. Им создан тест "матрицы Равена".

Р. Кеттелл разделил спирменовский g-фактор на 2 компонента: gc - кристаллизованный интеллект (репродуктивная способность; результат образования и различных культурных влияний; его функция - накопление и организация знаний; определяется тестами на запас слов, чтение, учет социальных норм...) и gt - текущий интеллект (продуктивная способность; основа - биологические особенности НС; функция - быстро и точно обрабатывать информацию, определяется тестами на выявление закономерностей + 3 фактора: визуализация (способность манипулировать образами при решении дивергентных задач), память и скорость.

Ф. Вернон. Фактор g распадается на 2 основных групповых фактора: вербально-цифровой-образовательный и механико-пространственный-практический.

  1. Множественность и независимость интеллектуальных способностей

Л. Терстоун. 7 первичных умственных способностей: факторы:

  1. - пространственный
  2. - восприятие
  3. - вычислительный
  4. - вербальное понимание
  5. - беглость речи
  6. - память
  7. - логическое рассуждение.

Структурная модель Дж. Гилфорда: 120 узкоспециализированных независимых способностей, определяющихся сочетанием трех групп аспектов:

  1. - тип операции (познание, оценка...)
  2. - содержание материала (конкретное, символическое, семантическое, поведенческое...)
  3. - конечный продукт.

Гилфорд отрицал реальность общего интеллекта, хотя в 98 % случаев отдельных способности коррелировали между собой.

А. Ягер: "берлинская модель структуры интеллекта":

- операции (в том числе скорость, память, креативность);

- содержание (в том числе вербальное, цифровое, наглядное). Общий интеллект - продукт взаимопересечений всех типов операций и всех типов содержаний.

Кризис тестологического подхода к изучению интеллекта: несмотря на мощное методологическое обеспечение изучения интеллектуальных способностей, тестология не смогла породить сколь-нибудь приемлемую концепцию интеллекта. Кроме того приверженцы взглядов на интеллект как единую структуру пришли к парадоксальному выводу о множестве различных не всегда зависимых друг от друга способностей; а приверженцы идеи множественного интеллекта убедились в наличии общего начала всех проявлений интеллекта. При более внимательном рассмотрении оказывается, что содержание тестов зачастую подменяет понятие интеллекта либо общим уровнем образовательного и культурного развития (к тому же оценка "правильности-неправильности решения заданий зависит от соответствующей культуры), либо способностью к обучению (которая не тождественна на самом деле интеллекту). Кроме того, низкие результаты тестов связаны с тревожностью, агрессивностью, интраверсией; то есть возможна подмена измерения интеллектуальных способностей измерением сформированности индивидуальных механизмов саморегуляции.

В отечественной психологии интеллект рассматривается как компонент индивидуальности, связанный с личностными характеристиками (исследования связей интеллекта с эмоционально-волевыми особенностями, социально-экономическими условиями и т.д.)

Б. М. Теплов.

  1. способность есть индивидуальное свойство, которое различно проявляется у разных людей. Это переменная. Ее можно измерять.
  2. способность есть свойство, связанное с успешным освоением / осуществлением деятельности. Это успех. Его можно измерять.
  3. способности не тождественны ЗУН.

Способность - не результат, а условие, готовность, процесс освоения ЗУН. Итог: способность - индивидуальное качество, связанное с готовностью к успешному освоению определенной деятельности. (1) capacity - условие, возможность (связь с телом, организмом). Capacity - анатомические и физиологические особенности, которые определяют возможность развития органа в оптимальных условиях. Это задатки. Вход: возможности развития. (2) ability - умение, имеющееся средство. Это реализация возможностей. Выход: результат развития. Между ними - "черный ящик". Изучение способностей - изучение процесса их формирования (процесс реализации задатков). Способности - задатки, проявляющиеся в деятельности. Способности впервые появляются в деятельности. Способности могут не сводиться к реализации задатков.

Интеллект необходимо рассматривать как сложную многоуровневую структуру:

  1. Интеллект как результат процесса социализации, а также влияния культуры в целом (социокультурный подход);
  2. Интеллект как следствие адаптации к требованиям окружающей среды в естественных условиях взаимодействия человека с окружающим миром (генетический подход)
  3. Интеллект как особая форма человеческой деятельности (процессуально-деятельностный подход)
  4. Интеллект как продукт целенаправленного обучения
  5. Интеллект как совокупность элементарных процессов обработки информации (информационный подход);
  6. Интеллект как особая форма содержания сознания (феноменологический подход)
  7. Интеллект как система разноуровневых познавательных процессов (структурно-уровневый подход)
  8. Интеллект как фактор саморегуляции (регуляционный подход)

Интеллектуальная одаренность - такое состояние индивидуально-психических ресурсов (в первую очередь умственных), которое обеспечивает возможность творческой интеллектуальной деятельности, связанной с созданием субъективно и объективно новых идей, использованием нестандартных подходов в разработке проблем, чувствительностью к ключевым, наиболее перспективным линиям поиска решений; открытостью к любым инновациям...

Дж. Рензулли предлагает модель интеллектуальной одаренности, которая является "местом пересечения" трех факторов:

Эта и другие модели свидетельствуют о том, что интеллектуальная одаренность исключает ее сведение только к высокой оценке на тестах интеллекта.

Р. Стенберг выделяет 5 критериев интеллектуальной одаренности:

Сейчас изучено около 100 отдельных способностей (+ прогностическая функция).

Ось У (1) - выполняемое действие (Гилфорд: "операция") - то действие по решению задачи, которое выполняется при выполнении теста.

  1. Восприятие и понимание материала.
  2. Память.
  3. Дивергентность (тест: назвать способы употребления предмета, результаты: объем и оригинальность, или "спонтанная гибкость интеллекта" у Гилфорда).
  4. Конвергентность - способность опознать объект по его качественно разным свойствам (тест: отделенные ассоциации, где разные свойства нужно объединить в одном предмете).
  5. Оценка - способность сделать вывод, правильно сравнить полученный результат и цель.

Ось Х (2) - материал, с которым работает испытуемый (условия решения задачи).

  1. Изобразительный, наглядный материал.
  2. Знаковый, символический.
  3. Смысловой, семантический.
  4. Поведенческий.

Ось З (3) - полученный результат.

  1. Элементы
  2. Класс
  3. Отношения
  4. Системы
  5. Преобразование (систем)
  6. Умозаключение (выводы)

Используются технологии uCoz