Психологический словарь
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА (от греч. psyche — душа и diagnosis — распознавание) — психологическая дисциплина, разрабатывающая методы выявления и изучения индивидуально-психологических особенностей человека; служит соединительным звеном между общепсихологическими исследованиями и практикой. Под П. д. подразумевается также и область психологической практики, работа психолога по выявлению разнообразных качеств, психических и психофизиологических особенностей, черт личности. В компетенцию П. д. входят конструирование и апробация методик, разработка требований к ним как измерительным инструментам, выработка правил проведения обследования, способов обработки и интерпретации результатов, обсуждение возможностей и ограничений тех или иных методов.

Зарождение П. д. как отрасли психологической науки можно отнести к концу XIX — началу XX в. (А. Бине, Ф. Гальтон, Дж. Кеттел, Г. Россолимо и др.).

В круг психодиагностических методик входят тесты (интеллекта, достижений, специальных способностей, критериально-ориентированные и др.), опросники и анкеты для выявления интересов, склонностей, целостных ориентации личности; проективные техники для диагностики установок, отношений, предпочтений, фобий; психофизиологические методики для диагностики свойств нервной системы, определяющих динамические особенности психики (работоспособность, темп деятельности, переключаемость, помехоустойчивость); т. н. малоформализованные методики (наблюдения, беседы, контент-анализ).

Психодиагностические методы должны быть стандартизованы, надежны и валидны.

Предполагается, что полученные с помощью П. д. результаты будут соотноситься с какой-то точкой отсчета либо сравниваться между собой. Можно говорить о двух типах диагноза: 1) констатирующем наличие или отсутствие признака; получаемые данные об индивидуальных особенностях психики соотносятся с нормой (напр., при определении патологии развития) или с каким-то критерием (напр., социально-психологическим нормативом) для выявления степени приближения к нему и формулирования заключения о степени выраженности изучаемого качества; 2) позволяющем находить место индивида или группы на «оси континиума» по выраженности тех или иных качеств. Для этого требуется сравнение данных внутри обследуемой выборки, ранжирование испытуемых по степени представленности тех или иных показателей, введение критерия выделения высокого, среднего и низкого уровней развития изучаемых особенностей. Психодиагностические методики призваны достаточно быстро и надежно обеспечивать сбор данных об испытуемом для формулирования психологического диагноза.

Повышение интереса к проблемам П. д. в нашей стране в последние годы во многом связано с развитием психологической службы и практической психологии. Можно выделить несколько областей практического применения П. д.: 1. Обучение и воспитание (напр., определение готовности ребенка к школьному обучению, выявление доминирующих причин неуспеваемости и нарушений в личностной сфере, дифференциация обучения, профориентация, реализация индивидуального подхода и др.). 2. Профотбор, профобучение и профориентация (помощь в выборе профессии, пути эффективного овладения профессиональными знаниями и навыками, достижение необходимого уровня квалификации). 3. Клинико-консультационная и психотерапевтическая работа (поиск причин возникновения конкретной проблемы у консультируемого: сложности в отношениях с близкими, навязчивые страхи и переживания и т. д., выбор способов и приемов, способствующих их разрешению). 4. Судебная практика (обследование потерпевших, подозреваемых или свидетелей с целью определения тех или иных качеств личности, уровня интеллектуального развития, психофизиологических особенностях и т. д.).


Используются технологии uCoz