Психологический словарь
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

АУТИЗМ (от греч. auto — сам) — термин введен швейцарским психиатром и психологом Э. Блейлером (1857 — 1939) для обозначения крайних форм нарушения контактов, ухода от реальности в мир собственных переживаний, где аутистическое мышление подчинено аффективным потребностям, его произвольная организация нарушена. А. традиционно связывается с психическими нарушениями при шизофрении. Термин «А.» употребляется также в неклиническом смысле: для обозначения индивидуальных особенностей человека, заключающихся в большей ориентации на внутренние переживания и в большей зависимости мысли от аффективных тенденций — при сохранности произвольности все это находится в границах нормы.

Ранний детский А. впервые выделен как отдельный клинический синдром в 1943 г. Л. Каннером. В настоящее время рассматривается как первазивное нарушение, искажение психического развития, обусловленное биологической дефицитарностью Ц. н. с. ребенка; выявлена его полиэтиология, полинозоология. Р. д. а. отмечается в 4 — 6 случаях на 10 тыс. детей; у мальчиков встречается в 4 — 5 раз чаще, чем у девочек.

Основными клиническими признаками Р. д. а. являются:

  1. сам А. как врожденная неспособность ребенка к установлению аффективного контакта, взаимодействия взглядом, мимикой, жестом, причем трудности коммуникации проявляются вне зависимости от интеллектуального уровня ребенка;
  2. стереотипность в поведении, проявляющаяся как сопротивление переменам в окружающем, стереотипные движения и действия, пристрастия, интересы;
  3. необычные реакции на сенсорные раздражители, дискомфорт и сверхочарованность определенными впечатлениями;
  4. нарушения речевого развития в контексте общих нарушений коммуникации вне зависимости от уровня интеллектуального развития ребенка, мутизм более чем в 1/3 случаев, эхолалии, перверзия местоимений, речь штампами, нарушения просодики (интонации, ударения, темпа и ритма речи);
  5. особенность психического развития отмечается с раннего возраста, аномалии становятся очевидными до 30-го месяца.

Период наиболее выраженных проявлений Р. д. а. — со страхами, негативизмом, агрессией, ожесточенной стереотипной аутостимуляцией — 3 — 5 лет. Позже острота может сглаживаться и на первый план выступают нарушения Развития, личностная и социальная неэрелость. Хотя дети с Р. д. а. часто продляют парциальную одаренность в неьербальных областях, более 2/3 из них умственно отсталы. Искажение, асинхрония развития психических функций представляют единый узел аффективных и когнитивных проблем ребенка. Необходимы раннее выявление и комплексная медико-психолого-педагогическая коррекция, организация специальной системы помощи людям с последствиями Р. д. а.


Используются технологии uCoz