Психологический словарь
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТСКАЯ. Развитие деятельности оказывает решающее влияние на формирование психики в онтогенезе. В процессе деятельности происходит совершенствование психических процессов, обогащение форм познания окружающей действительности, усвоение общественного опыта. Изменение деятельности ребенка приводит к развитию его психики, что, в свою очередь, создает предпосылки для дальнейшего формирования деятельности.

Первая Д. д. — предметная. Развитию предметной деятельности предшествует длительный период овладения действиями с предметами — хватанием, неспецифическими и специфическими манипуляциями и, наконец, собственно предметными действиями — использованием предметов по их функциональному назначению, способом, закрепленным за ними в человеческом опыте. Бурное развитие предметных действий начинается у ребенка на втором году жизни. Оно связано с овладением самостоятельным передвижением — ходьбой.

В связи с возникновением предметной деятельности меняется отношение ребенка к окружающим его предметам, тип ориентировки в предметном мире. Вместо вопроса «Что это?» при столкновении с новым предметом у ребенка возникает вопрос «Что с этим можно делать?». Интерес к предметному миру чрезвычайно широк. При свободном выборе предметов и игрушек ребенок стремится вовлечь в свою деятельность наибольшее их количество. Одповременно увеличивается время действия с каждым предметом (игрушкой), появляется многообразие действий. Предметная деятельность становится ведущей в раннем возрасте.

В недрах предметной деятельности формируются предпосылки других видов Д. д. — игровой, продуктивной, элементов трудовой.

Вначале игра носит процессуальный характер, близкий к предметным действиям. Позднее возникает сюжетно-ролевая игра, которая и становится ведущей деятельностью ребенка-дошкольника. Сюжетно-ролевая игра направлена на отображение деятельности взрослых, отношений между людьми и т. п. По мере развития игры роль подлинных предметных действий быстро снижается, в игру включаются предметы-заменители, позволяющие ребенку производить соответствующие действия в отсутствие нужного предмета, воспроизводя не само предметное действие, а функцию данного предмета, смысл производимого действия. Выпадающие звенья этого действия заменяются речью. В дальнейшем действие может происходить с воображаемым предметом. Игровое действие приобретает, т. о., знаковый, символический характер.

Овладение элементами трудовой деятельности является прямым продолжением развития предметной деятельности ребенка, делает для него общественно значимыми сами предметные и орудийные действия, требует нового уровня овладей ими. У младших детей появление элементов трудовой деятельности выражается основном в овладении навыками самообслуживания, которые обеспечивают и известную самостоятельность в бытусреднем и старшем дошкольном возрасте к самообслуживанию прибавляется посильный бытовой труд.

Появление элементов трудовой деяльности связано с выработкой весьма сложных по своей структуре навыков.

Продуктивная Д. д. — конструктивная, изобразительная — играет большую роль в развитии ребенка-дошкольника, т. к. необходимость создания продукта теснейшим образом связана с развитием познавательных процессов — восприятия, наглядного мышления.

В изобразительной деятельности ребенка тесно переплетены интеллектуальные и аффективные процессы. Созданный им продукт — рисунок, лепная поделка и др. — в значительной мере отражает его представления об окружающем и эмоциональное отношение к миру.

Изобразительная деятельность проходит за дошкольный период большой путь развития. На четвертом году жизни у ребенка, как правило, появляются первые предметные рисунки.

В процессе обучения и воспитания к концу дошкольного возраста формируется также познавательная деятельность.


Используются технологии uCoz