Психологический словарь
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

ДИАГНОСТИКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ — обследование человека в целях определения индивидуальных особенностей развития его психики: способностей, личностных черт, мотиваций, отклонений от психической «нормы» и т. д.

Процедура Д. п. р. состоит из двух этапов:

  1. сбора психодиагностической информации;
  2. постановки диагноза и формулировки рекомендаций.

Существуют два способа получения психодиагностической информации:

  1. при кратком более или менее разностороннем обследовании с применением ряда психодиагностических методик (тестов);
  2. при длительном изучении человека в условиях учебно-воспитательного или лечебного чреждения.

В свою очередь, краткое диагностическое исследование делится на два вида:

Д. п. р. включается в процесс психологической консультации и заканчивается выдачей психологических рекомендаций. Полученные данные используются для определения путей обучения (это особенно важно при Д. п. р. детей с нарушениями развития), лечения (в психиатрии, психоневрологии, нейрохирургии), в целях профориентации и профотбора и т. п.

Отечественные психологи важнейшее значение при Д. п. р. придавали качественному анализу особенностей деятельности и психики человека, выяснению «зоны ближайшего развития» (Л. С. Выготский).

В США и странах Западной Европы Д. п. р. основывалась на понятии умственного возраста (А. Бине) и заключалась в измерении IQ с помощью тестов. В последние годы распространены комплексные тестовые батареи, дающие многомерную характеристику психического развития детей (напр., шкала Бейли). Широко используются тесты уровня развития поступающих в школу. Результаты Д. п. р. в определенной мере позволяют оценивать эффективность содержания и методов той или иной системы обучения и воспитания детей.


Используются технологии uCoz