Психология ребенка - Эти загадочные малышиУ него мало друзей, потому что мы часто болеемРома часто болеет. Жалуется на горло или головную боль. Поэтому я при каждой возможности стараюсь оставить его дома и не водить в сад. Правда, один он скучает и мается без дела. Я все больше по хозяйству занята, а друзей у него мало. В каждой группе попадаются дети, которые часто пропускают садик по болезни. Отношение к ним в группах особое. Как ни стараешься вовлечь их в общие игры, другие ребята сторонятся их. Одни считают их заразными, другие полагают, что они плохие друзья, ненадежные товарищи: договоришься с ними, а они раз — и заболели опять. Склонность детей к частым болезням создает вокруг них атмосферу разобщенности. Заболевания, даже неинфекционные, требуют определенных карантинных мер и изоляции больного от общей массы других детей. Поэтому особо острой становится проблема социальной изолированности таких детей в детском коллективе. Девочки и мальчики старше четырех—четырех с половиной лет, посещающие одну группу или живущие по соседству, организуют групповые игры, которые могут длиться по многу дней. Каждый ребенок получает в них свою роль, приобретает определенный социальный статус. Если ребенок часто остается дома из-за болезни по причине особой мнительности своих родителей, он исключается из групповых игр. Предвзятое отношение к нему формируется не оправдавшими себя обещаниями этих ребятишек (хотели что-то принести и не явились совсем, обещали завтра быть на месте и подвели всех остальных). Прочность дружеских связей между дошкольниками во многом определяется продолжительностью их общения. Чем чаще ребенок не ходит в сад, тем меньше у него вероятность обзавестись там друзьями. Забота о том, чтобы у младших членов семьи были приятели вне дома, должна ложиться и на плечи взрослых. Из числа соседских ребятишек постарайтесь подобрать для своего сына или дочери постоянного партнера по играм и развлечениям. Ни один самый любящий родитель не сможет заменить дошкольникам друзей-ровесников. Ведь только они способны в полной мере разделить с ними заботы, тревоги, мечты и фантазии, роящиеся в детских головках. Нередко на фоне склонности к соматическим заболеваниям у детей четырех—шести лет развивается аутизм, который проявляется в эмоциональной закрытости, тяге к уединению, уходу в мир своих чувств, переживаний, страхов и фантазий. Реальный мир, обычные радости становятся для них малозначимыми. Иногда родители даже бывают довольны таким поведением своего малыша. Однако аутизм опасен своими последствиями: тягой все к более полной изоляции и негативными реакциями на попытки разрушить ее извне. Стараясь оградить своего ребенка от контактов с другими детьми, взрослые создают условия для задержки его психического развития. Безынициативность, плаксивость, несамостоятельность — это очень распространенное сочетание характерологических особенностей таких детей. Скучать в разлуке с друзьями для ребенка так же естественно, как и в разлуке с родными. Но лучше уж страдать от одиночества, имея близких и верных товарищей, чем оставаться спокойным, не имея таковых. Другое дело, что у кого-то из детей друзей может быть много, а у кого-то один-два. Но отсутствие товарищеских привязанностей в дошкольном возрасте не может считаться нормальным. Слабое здоровье ребенка не должно служить оправданием взрослым, беспричинно ограждающим своих детей от свободных контактов со сверстниками. Если малыш по состоянию здоровья не может выходить гонять мяч во двор или на стадион играть в хоккей, то задача его родителей – обеспечить ребенку общество других детей. Девочки чуть менее болезненно переносят свою изоляцию. Но и они нуждаются не только в бессловесных куклах. Подруги нужны и им, каким бы слабым ни было их здоровье. Способствовать развитию дружеских связей можно за счет привлечения других детей к себе в дом, информирования детей в группе о самочувствии вашего ребенка, стимулировании у них интереса к больному товарищу. Помощь и совет воспитателей детского сада позволят решить эту задачу быстрее. |