Психология ребенка - Эти загадочные малышиГде ты это взял?У Сережи в брюках недавно обнаружила деньги. Спрашиваю, где взял, говорит, нашел. А на другой день подходит насупленный, расстроенный такой: «Мне это бабушка на мороженое дала, ты ведь не разрешаешь!» У Марины — дурная привычка брать чужое без спроса. А начинаешь выяснять, каких только историй не наслушаешься: подарили, нашла, девочка дала. За что и наказывать, не знаешь — за вранье или за воровство? Ложь ради собственного спасения, безопасности, уклонения от всех видов наказания – одна из самых распространенных. Как только ребенок знакомится с правилами и социальными нормами, он узнает и о формах контроля за их соблюдением, и мерах пресечения виновных в их нарушении. Практически одновременно с этим он усваивает и еще одну непреложную истину: чтобы избежать наказания, порой достаточно просто скрыть правду. Делать это можно двумя путями: промолчать о случившемся или придумать историю, оправдывающую виновного. Многие родители полагают, что дети ни в два, ни в три, ни в четыре года не способны на это. Увы, экспериментальные данные свидетельствуют об обратном. Только-только научившись говорить, малыши уже начинают лгать ради собственной выгоды: получения лишней порции лакомства, каких-либо поблажек, избегания порицаний и наказания. В условиях лабораторного эксперимента детишки двух-трех лет, не моргнув глазом, отвечали, что плохо поступали вовсе не они, а мышки, игрушечные медвежата или фантастические персонажи, толкнувшие их на недозволенные действия. Конечно, распознать ложь в этом случае не составит труда. Но с возрастом умственные способности детей развиваются, а с ними растет и умение врать все более правдоподобно. Придумывать разнообразные оправдания, извращать факты, врать так, что сказанное принимается за чистую монету, дети начинают уже в пять-пять с половиной лет. Если взрослые пытаются уличить ребенка, то он прибегает ко все более тонкой и изощренной лжи. Брать вещи без спроса — одна из излюбленных проделок дошкольников. Изредка это происходит по ошибке, из уверенности, что в этом нет ничего плохого, чаще из озорства или из вредности, желания досадить, подразнить кого-то. Но бывает, что причиной становится и исключительно сильное желание завладеть этой вещью или предметом. Вне зависимости от причины, побудившей ребенка на подобное действие, разгневанный вид взрослых, сердитые интонации в их голосе, а тем более угрозы толкают детей на обман — ложь ради собственного спасения и безопасности. Как же реагировать на бесчестные действия детишек? Надо ли усиливать меры наказания за проступки, сопровождаемые ложью во спасение? Давайте обратимся к анализу двух приведенных примеров. В первом случае мама, обнаружив неизвестно откуда появившиеся у сына деньги, сделала вид, что вполне удовлетворилась его объяснением, пусть и прозвучавшим неправдоподобно. Она не стала допытываться, где сын раздобыл эту сумму, почему не отдал ее ей или потерявшему человеку. Спокойная реакция, отсутствие нравоучений пробудили в ребенке совесть, и через какое-то время он сам признался во лжи. В данном случае малыш выгораживал не только себя, но и свою любимую бабушку, которая тайком решила побаловать внука. В целом отсроченная реакция взрослых, их доверие к ребенку явились действенным средством воспитания честности и открытости. Во втором случае мама Марины, подмечая за девочкой тягу к чужим вещам, заранее с подозрением отнеслась к ее словам. Даже если бы дочь сказала правду, ее объяснения были бы подвергнуты сомнению. Поэтому девочка и начинает придумывать все новые и новые факты, объясняющие ее поступок. Она надеется, что хоть один из них устроит и успокоит мать. Страх наказания будет толкать девочку на все более скрытное поведение и изощренное вранье и в будущем. Если бы мать не грозила Марине суровым наказанием, а повела бы себя иначе, более разумно, она могла бы помочь дочери скорее изжить это пагубное пристрастие, не доводя дело до лживости и изворотливости. Как отучить ребенка от привычки лгать? Что делать, чтобы она не формировалась вовсе? Начинать следует с себя. Последите повнимательнее за своей речью. Может быть, в ней нередко проскальзывают фразы типа «Я принесу тебе это с работы», «Меньше надо было болтать языком!», «Во врет! Ну и ловкач!» и т. п. Дети трактуют эти высказывания как возможность и допустимость нечестных действий, лживости, присвоения чужой собственности без риска понести наказание. Они понимают, что и безнравственными поступками можно восхищаться. Это родительское программирование и толкает их в дальнейшем на мелкое воровство или другие действия, противоречащие нормам нравственности. Возможно, вы не во всем честны и откровенны со своими близкими. Ребенок мог стать свидетелем того, как вы в извращенном виде преподносите им события, произошедшие на его глазах. При этом вы делаете детей невольными соучастникам обмана. Иногда мамы или папы сами просят детей помалкивать и не рассказывать ничего другим членам семьи. Стремление дошкольников к подражанию взрослым делает из них маленьких лжецов. Семейные скандалы и неурядицы становятся предметом особого любопытства окружающих, например соседей или родственников. Они не просто шушукаются за спинами участников этих событий, а пристают к ним с бесконечными вопросами и советами. Отвечать на их действия искренними рассказами родители не всегда находят нужным, и за это трудно их порицать. Но у детей дошкольного возраста появляется лишний повод для закрепления склонности ко лжи и скрытности. Поэтому, прежде чем задавать вопросы своим отпрыскам, задумайтесь, так ли уж вам важны их объяснения, не подтолкнут ли ваши дотошные расспросы ребят на путь лжи во имя собственного спасения и безопасности. Если малыш сказал неправду, дайте ему время одуматься и исправиться, не подавляйте его нравственную активность нравоучениями и абстрактными рассуждениями. Воспитывают честность не столько они, сколько ваше повседневное поведение в кругу родных, близких, сослуживцев и соседей. Ваша взаимная искренность, равенство требований к себе и окружающим людям, взрослым и детям — вот лучший фундамент правильного воспитания. |