Психология ребенка - Эти загадочные малышиКто только их учит врать?В нашей семье все люди порядочные. Никто не ворует, вымогательством или аферами не занимается. Но не зря же говорят, что в семье не без урода. Младший сын — это наша головная боль. Мало того, что хулиган растет, так еще и изоврался весь. Это в шесть-то лет! А что дальше будет? Мы с женой хоть и не душа в душу живем, но ребенка своего держим в строгости и плохой пример не подаем. А на деле что получается? В саду врет, дома врет. И кто его только учит этому? Узнав, что ребенок дошкольного возраста давно и достаточно успешно обманывает окружающих, родители бывают крайне удивлены этим фактом. Действительно, специальным обучением детей вранью они не занимались. И единственное, что им остается, – сваливать вину друг на друга или плохих приятелей. Влияние семьи, ее традиций и атмосферы в дошкольном возрасте преобладает над всеми остальными. Пока ни воздействие средств массовой коммуникации, ни общение со сверстниками не может конкурировать с вкладом родителей в дело воспитания подрастающего поколения. Стремление к подражанию самым близким людям закладывает фундамент мотивационной сферы формирующейся личности. Что бы ни было принято в семье — бережливость или расточительность, общительность или изолированность и уединенность, открытость или скрытность, взаимное доверие или подозрительность, искренность или лицемерие, все это будет впитано психикой детей и бессознательно воспроизведено в организации текущего и последующего взаимодействия, поступках детей и их предпочтениях. Нецеленаправленное обучение является, по мнению психологов, гораздо более эффективным, чем целенаправленное. Если требовать от ребенка чистоплотности и аккуратности, а на деле относиться к своим вещам, жилью и внешности с полным пренебрежением, то слова наши останутся пустым звуком. Провозглашение одних принципов, а следование другим — вот действительная причина отклоняющегося поведения дошкольников. Учат не слова, а поступки — это первая непреложная истина в деле воспитания подрастающего поколения. Вторая причина лживости маленьких детей — стремление оградить свой внутренний мир от беззастенчивого вторжения взрослых. Научить детей прятать подлинные мысли и чувства за правдоподобными вымыслами может наша нескромность, убежденность, что у них не должно быть тайн от близких людей. Авторитарный стиль воспитания, характеризующийся безапелляционностью в принятии решений, частым использованием угроз и наказаний, резким разграничением прав больших и маленьких, может сформировать в детях, особенно со слабой нервной системой, приспособительный тип поведения. Такие малыши станут бессовестно врать, чтобы избежать наказания, будут наговаривать на других, лишь бы заполучить для себя хоть маленькую привилегию. Однако пренебрежительное отношение к своим детям также может стать причиной формирования в них лживости, как черты характера. Будучи обделенными родительским вниманием, такие ребятишки начинают придумывать различные небылицы про себя и своих знакомых. Чем более страшной, эксцентричной будет придуманная ложь, тем больше вероятность заинтересовать взрослых своей персоной. Такие дети часто предпочитают наказание за вранье отсутствию какого бы то ни было внимания со стороны родителей. Побои, упреки, материнские слезы воспринимаются ими как своеобразная родительская забота. Поэтому лживость — нередкий спутник педагогической запущенности ребенка в семье. В заставке к этой главе уже говорилось о социально-одобряемых формах лжи: вежливой неправде, умолчаниях и лицемерии. Ребенок-дошкольник, не обладая еще достаточной критичностью ума, не в состоянии разграничить нравственные и безнравственные мотивы поступков взрослых. Поэтому они начинают воспринимать лживость как всеобщую норму поведения. Не слишком же умелое ее использование — лишь временное явление, ведь чем старше будет становиться ребенок, тем тоньше будет его ложь, тем лучше он будет маскировать свои неблаговидные мысли и поступки за правдоподобными измышлениями и россказнями. Чтобы избежать этого, необходимо с первых дней жизни ребенка растить его в атмосфере доверия, позволять ему быть самим собой, а не тем образцом, что мы создали в своем воображении. При первых признаках развития склонности к вранью и лицемерию лучше воздержаться от наказаний и нравоучений, а прибегнуть к пересмотру системы взаимодействия с малышом и ревизии нравственных основ собственного поведения. У детей дошкольного возраста есть еще одна особенность. Они отличаются высокой внушаемостью и доверчивостью. Если кто-то в их присутствии делает авторитетные заявления или рассказывает различные истории, то малыши могут просто повторить их дома или на улице, нимало не заботясь о проверке их истинности. В данном случае ребенок выступает как передаточное звено, и винить его в лживости по крайней мере неразумно: малыш — лишь жертва чужой хвастливости и нечистоплотности, а вовсе не злостный обманщик. Итак, детская лживость — вовсе не врожденная особенность и не чье-то дурное влияние, оградить ребенка от которого нужно с максимальной скоростью. Чаще всего это результат семейной социализации, подражания взрослым или продукт применяемой системы воспитания. |