Родился 8 апреля 1859 года в Проснице (Моравия), скончался 26 апреля 1938 во Фрайбурге.
Немецкий философ, основатель феноменологии. Ученик Ф. Брентано и К. Штумпфа; испытал также влияние Б. Больцано и неокантианства. Гуссерль выступил как резкий критик скептицизма и релятивизма в философии («Логические исследования», Bd 1—2, 1900 — 1901, рус. пер., т. 1, 1909). Носителем этих тенденций Гуссерль считал психологизм — убеждение в том, что всякий познавательный акт определяется по своему содержанию структурой эмпирического сознания, а потому ни о какой истине, не зависящей от субъективности познающего, говорить нельзя. Наиболее чистое выражение психологизма Гуссерль видит в той линии, которая идёт от Локка и Юма через Дж. Милля к Вундту. Современные варианты психологизма Гуссерль усматривал в натурализме (т. е. установке естествоиспытателя, превращённой в мировоззренческую установку) и историцизме (как основном философском принципе).
По мнению Гуссерля, сами науки о природе и истории нуждаются в определенном обосновании, которое может дать только философия, понятая как строгая наука, наука о феноменах сознания — феноменология. Следуя по пути рационализма Декарта, Гуссерль стремился найти последние самоочевидные логические принципы и т. о. очистить сознание от эмпирич. содержания. Это очищение совершается с помощью редукции. Поскольку философия, согласно Гуссерлю, должна прежде всего освободиться от всех догматических утверждений, вырастающих на почве обычной, «естественной установки» сознания по отношению к миру, Гуссерль требовал совершить эпохе, т. е. акт воздержания от какого-либо утверждения. В результате редукции остаётся последнее неразложимое единство сознания — интенционалъность, т. е. направленность на предмет, которую Гуссерль рассматривал как чистую структуру сознания, свободную от индивидуальных (психологических, социальных, расовых и др.) характеристик. С помощью понятия интенциональности Гуссерль стремился решить главный теоретико-познавательный вопрос о связи субъекта и объекта; она призвана служить как бы мостом между ними — быть одновременно представителем имманентного мира общечеловеческого сознания и трансцендентного мира бытия, предметности. Феноменология есть, по Гуссерлю, наука о чистом сознании как переживании интенциональных актов; Гуссерль называет это переживание «усмотрением сущности». Претендуя на нейтральную позицию в решении осн. вопроса философии, Гуссерль предложил исключить из феноменологии «положения о бытии». Принятие «сущностей» сближает философскую позицию раннего Гуссерля с платоновским идеализмом; в отличие от «идей» Платона, имеющих онтологический (бытийственный) статус, «сущности» Гуссерль выступают лишь в качестве «значений», не обладающих сферой существования (хотя тенденция к онтологизму у Гуссерля постепенно нарастала).
В поисках твёрдых оснований Гуссерль вынужден был непрерывно видоизменять свою философию. В последний период он обращается к идее «жизненного мира», сближаясь с философией жизни. Переход на позиции исторической трактовки абсолютного опыта осуществляется в одной из последних работ Гуссерля «Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология» («Die Krisis der Europaischen Wissenschaften und die transzendentale Phanomenologie», 1954), причём современную ему европейскую духовную ситуацию Гуссерль рассматривает как кризисную, связывая это с господством сциентизма и натуралистически-позитивистского мировоззрения вообще. Вместе с понятием «жизненного мира» в центре внимания позднего Гуссерля оказывается проблема интерсубъективности.
Гуссерль оказал влияние на современную философию; среди его учеников — М. Шелер, Н. Гартман, М. Хайдеггер и др. Феноменология Гуссерля послужила одним из источников экзистенциализма и философской герменевтики.
Philosophic der Arithmetik, Bd 1, Lpz., [1891]; Vorlesungen zur Phanomenologie des inneren Zeitbewuzltseins, Halle, 1928; Husserliana. Gesammelte Werke, Bd 1—10, 12—18, 22, Haag, 1950-79; Erfahrung und Urteil, Hamb., 1954; в рус. пер. — Философия, как строгая наука, «Логос», 1911, кн. 1.