Методика предназначена для выявления способности к обобщению, анализу и классификации.
Обследуемым предлагается бланк с 20-ю рядами слов. В каждом из них набор из 5-ти слов, два из которых более всего с ним связаны. Задача обследуемого — найти в каждом ряду по два слова, наиболее соответствующих обобщающему понятию, и подчеркнуть их. Время на выполнение работы — 3 минуты.
Оценка выставляется по 9-бальной шкале с помощью следующей таблицы:
Оценка в баллах | 9 |
8 | 7 |
6 | 5 |
4 | 3 |
2 | 1 |
Кол-во правильных ответов |
18 | 17 |
16 | 14-15 |
12-13 | 10-11 |
8-9 | 6-7 | 5 |
Инструкция:
«В каждой строчке Вы найдете одно слово, стоящее перед скобками, и далее — пять слов в скобках. Все слова, находящиеся в скобках, имеют какое-то отношение к стоящему перед скобками. Выберите только два и подчеркните их».
Слова в задачах подобраны таким образом, что обследуемый должен продемонстрировать свою способность уловить абстрактное значение тех или иных понятий и отказаться от более легкого, бросающегося в глаза, но неверного способа решения, при котором вместо существенных выделяются частные, конкретно-ситуационные признаки.