Проективная методика исследования личности. Опубликована Р. Жилем в 1959 г. и предназначена для обследования детей.
Стимульный материал методики состоит из картинок, на которых изображены дети, дети и взрослые, а также тестовые задания, направленные на выявление особенностей поведения в разнообразных жизненных ситуациях, актуальных для ребенка и затрагивающих его отношения с другими людьми. Например, на картинке нарисована семья, расположившаяся вокруг стола. Ребенку нужно выбрать себе место за столом.
Рис. Образец рисунка теста Рене Жиля
В тестовых заданиях предлагаются на выбор типичные формы поведения в некоторых ситуациях. Например:
- С кем ты любишь играть? С детьми твоего возраста, младше тебя, старше тебя?
Завершается обследование опросом, в процессе которого уточняются интересующие психолога данные. Методика дает возможность описать систему личностных отношений ребенка, складывающуюся из двух групп переменных:
1. Показатели, характеризующие конкретно-личностные отношения ребенка с другими людьми: 1) матерью; 2) отцом; 3) обоими родителями; 4) братьями и сестрами; 5) бабушкой и дедушкой; 6) другом (подругой); 7) учителем (воспитателем или другим авторитетным для ребенка взрослым).
2. Показатели, характеризующие особенности самого ребенка:
1) любознательность; 2)стремление к доминированию в группе; 3) стремление к общению с другими детьми в больших группах; 4) отгороженность от других, стремление к уединению; 5) социальная адекватность поведения. Помимо качественной оценки результатов все показатели получают свое количественное выражение. Несмотря на то, что необходима дальнейшая работа по изучению валидности и надежности теста, проведенные исследования свидетельствуют о значительной диагностической ценности данных, получаемых с помощью теста.
Цель методики состоит в изучении социальной приспособленности ребенка, а также его взаимоотношений с окружающими.
Методика является визуально-вербальной, состоит из 42 картинок с изображением детей или детей и взрослых, а также текстовых заданий. Ее направленность — выявление особенностей поведения в разнообразных жизненных ситуациях, важных для ребенка и затрагивающих его отношения с другими людьми.
Простота и схематичность, отличающие методику Жиля от других проективных тестов, не только делают ее более легкой для испытуемого — ребенка, но и дают возможность относительно большей ее формализации. Помимо качественной оценки результатов, детская проективная методика межличностных отношений позволяет представить результаты психологического обследования по ряду переменных и количественно.
Психологический материал, характеризующий систему личностных отношений ребенка, можно условно разделить на две большие группы переменных.
1) Переменные, характеризующие конкретно-личностные отношения ребенка: отношение к семейному окружению (мать, отец, бабушка, сестра и др.), отношение к другу или подруге, к авторитарному взрослому и пр.
2) Переменные, характеризующие самого ребенка и проявляющиеся в различных отношениях: общительность, осторожность, стремление к доминированию, социальная адекватность поведения. Все авторы, адаптировавшие методику, выделяют 12 признаков: отношение к матери, отношение к отцу, отношение к матери и отцу как семейной чете, отношение к братьям и сестрам, отношение к бабушке и дедушке, отношение к другу, отношение к учителю, любознательность, стремление к доминированию, общительность, отгороженность, адекватность. Отношение к определенному лицу выражается количеством выборов данного лица, исходя из максимального числа заданий, направленных на выявление соответствующего отношения.
Методику Р. Жиля нельзя отнести к числу чисто проективных, она представляет собой форму переходную между анкетой и проективными тестами. В этом ее большое преимущество. Она может быть использована как инструмент глубинного изучения личности, а также в исследованиях, требующих измерений и статистической обработки.
Инструкция
Особенности проведения процедуры обследования.
Перед началом работы с методикой ребенку сообщается, что от него ждут ответов на вопросы по картинкам. Ребенок рассматривает рисунки, слушает или читает вопросы и отвечает.
Ребенок должен выбрать себе место среди изображенных людей, либо идентифицировать себя с персонажем, занимающим то или иное место в группе. Он может выбрать его ближе или дальше от определенного лица. В текстовых заданиях ребенку предлагается выбрать типичную форму поведения, причем некоторые задания строятся по типу социометрических. Таким образом, методика позволяет получить информацию об отношении ребенка к разным окружающим его людям (к семейному окружению) и явлениям.
Целесообразна только индивидуальная форма проведения тестирования.
Стимульный материал
Ключи
№ шкал | Назначение шкал | Номера заданий | Общее |
1 | Отношение к матери | 1-4, 8-15, 17-19, 27, 38, 40-42 | 20 |
2 | Отношение к отцу | 1-5, 8-15, 17-19, 37, 40-42 | 20 |
3 | Отношение к матери и отцу как родительской чете | 1-4, 6-8, 14, 17, 19 | 10 |
4 | Отношение к братьям и сестрам | 1, 2, 4, 5, 6, 8-19, 30, 40, 42 | 20 |
5 | Отношение к бабушке и дедушке | 1, 4, 7-13, 17-19, 30, 40, 41 | 15 |
6 | Отношение к другу (подруге) | 1, 4, 8-19, 25, 30, 33-35, 40 | 20 |
7 | Отношение к учителю (авторитетному взрослому) | 1, 4, 5, 9, 11, 13, 17. 19, 26, 28-30, 32, 40 | 15 |
8 | Любознательность | 5, 22-24, 26, 28-32 | 10 |
9 | Доминантность | 20-22, 39 | 4 |
10 | Общительность | 16, 22-24 | 4 |
11 | Закрытость, отгороженность | 9, 10, 14-16, 17, 19, 22-24, 29, 30, 40-42 | 15 |
12 | Социальная адекватность поведения | 9, 25, 28, 32-38 | 10 |