Тест восьми влечений Сонди и его модификация | часть | 2 |
Согласно теории влечений Сонди, факторы влечений - это ведущие жизненные радикалы. Они обладают способностью к превращению в разные формы проявления, т.е. имеют несколько вариаций, проявляющихся в "возможностях судьбы". Благодаря их способности к метаморфозе человек имеет перспективу множества возможных судеб, а не одной единственной, предначертанной наперед. Для понимания множества возможностей реализации в жизни восьми влечений, Сонди утверждает следующее:
1. Каждому фактору влечения соответствует филогенетическая, родовая, историческая первичная форма проявления, которая корнями уходит в реакции представителей животного мира, особенно сообщества приматов. Только так называемые Я факторы (к и р) не имеют первичной формы в царстве животных, они свойственны только человеку.
2. Каждый фактор влечения имеет особую форму проявления в раннем детстве, которая полностью совпадает с прегенитальными парциальными влечениями по Фрейду.
3. Биполярная природа каждого фактора влечения может манифестироваться уже в первом пубертате (от 3 до 6 лет). Двухполюсные факторы влечений, такие как любовь к личности - любовь к человечеству (п), активность - пассивность (s), Авель - Каин (е), тщеславие - стыдливость (hy), аутизм - отказ от собственного Я ( к), инфляция - проекция (р), поиск - прилипание (d), судорожное цепляние - отрыв (т), обуславливает те противоположности, которые обнаруживаются уже в раннем детстве при обследовании данным тестом.
4. Каждый из восьми факторов влечений обусловливает определенный набор характерологических черт, позволяющих понять типологическую принадлежность обследуемого человека, относимого к норме.
5. Каждый фактор влечения обусловливает определенный круг профессий, а также и определенный круг общения и интересов.
6. Каждый фактор влечения обусловливает и определенный тип духовной жизни человека и его деятельности в этой сфере. Отсюда способность методики выявлять глубоко спрятанные пружины в выборе направления социально-культурной жизни человека. Именно эти факторы изначально предопределяют, как считает Сонди, применит ли обследуемый свои духовные способности в сфере культуры и гуманизма (п), техники и цивилизации (s), религии и этики (е), театрального искусства (hy), философии, психологии, математики, филологии (к), поэзии, научных исследований (р), национальной экономики, хозяйства, коллекционирования произведений искусств (d), речевых видов деятельности (оратор, певец)(т). При этом Сонди подчеркивает, что имеет в виду не сублимацию как смещение угрожаемых сексуальных влечений (т.е. по Фрейду), а самостоятельно существующие изначально априорные духовные ценности, которые являются контрастными по отношению к низменным (первичным, примитивным) тенденциям и присущи Каждому человеку ab ovo как возможный вариант его судьбы.
7. Восемь факторов влечений обусловливают именно те совершенно особые болезненные симптомы, которые не выводимы из других факторов или симптомов и могут выступать в виде клинических проявлений при психических расстройствах и нарушении влечений.
Эти данные по каждому из 7 приведенных пунктов в отношении каждого из 8 факторов приводятся далее в виде схемы (см Рис. ).
Сексуальное влечение | Я - влечение |
Пароксизмальное влечение | Контактное влечение |
[ а) - соответствует предпочтениям "+", б) - отвержениям "-"] Исключение составляет 7-й пункт: а) - симптомы, б) - нарушения влечений.
1. ФГ(филогенетический уровень) гермафродитическая любовь
2. ПВРД (парциальные влечения раннего детства) бисексуальная эротика
3. ВП (взрослый период) a/ h+ персональная любовь, б/ h- любовь к человечеству
4. С,.ХЧ (социальный уровень, характерологические черты) а/ теплота и мягкость, сердечность, нежность, материнские свойства, пристрастие к подаркам, тяга к нарядам, косметике, сентиментальность, кокетливость, желание нравиться, субъективизм, подверженность внешнему влиянию, доверчивость, лиризм, б/ культурные интересы, любовь к природе и людям.
5. СУ.ПР (социальный уровень, профессия) а/ парикмахер, обслуживающий персонал, заведующий гостиницей, официант, кондитер, повар, работник прачечной или чистки, изготовитель модных картинок, танцор, артист цирка, эстрады, шпион, б/ музыкант, лирический поэт, гинеколог врач по кожным и половым заболеваниям, сексопатолог.
6. СБ (сублимация) сфера культуры литература гуманистические интересы.
7. СН [а) симптомы, 6) нарушения влечений]: а/ гермафродитизм, трансвестизм, гомосексуализм; б/ мошенничество, проституция, сводничество, сутенерство.
1. ФГ: потребность в нападении на добычу.
2. ПВРД: садистическая эротика.
3. ВП: а/ активность, самосохранение, б/ пассивность, покорность.
4. СУ ХЧ: а/ холодность, твердость, тенденция к насилию, нападению, жажда жизни, деятельности, страсть к предпринимательству, к разрушению, к критике, упорство, самоуверенность, тяга к объективности, к выявлению сущности, чувство реальности, умение ориентироваться б/покорность, смирение жертвенность, стремление защищать других, приукрашивать их достоинства. Порыв к цивилизации.
5. СУ ПР: мясник, изготовитель ножей, маникюрша операционная сестра, хирург, патологоанатом, палач, лесник, дровосек, каменотес, скульптор зубной врач, извозчик, дрессировщик, служащий зоопарка, ветеринар, борец преподаватель физкультуры, массажист, шофер, охотник, фермер.
6. СБ. Техника Цивилизация, государственный гуманизм.
7. СН. а/ Симптомы садизм, педерастия, содомия, садомазохизм, фетишизм мазохизм, б/ нарушения влечений убийца-садист грабитель-разбойник.
1. ФГ: защитная реакция - блокировка, стремление прикинуться мертвым
2. ПВРД: уретральная эротика (энурез)
3. ВП: а/ влечение к демонстративности цензура совести, авелевы притязания (е+),
б/ накопление грубых аффектов (ярость гнев, мстительность, ревность), каиновы притязания(е-)
4. СУ ХЧ: а/ милосердие, доброта, доброжелательность и мягкость, простодушие, сострадание, способность к сочувствию, терпимость, добросовестность, благочестие и религиозность, кротость и смирение, правдолюбие, этические побуждения, б/злонамеренность, склонность к ярости, зависти, гневу, мстительности, злорадству, безжалостности, бесчувственности, гневу. Взрывчатость/
5. СУ ПР: профессии "связующих сообщений" - рассыльный, моряк, шофер, летчик служащий железной дороги, горняк, кузнец, кочегар, трубочист, пожарник, пиротехник, пекарь, профессии взрывных работ артиллерист, горнорабочий, изготовитель пороха и др , священнослужители, деятели охраны здоровья.
6. СБ: Этика Религия Церковно-религиозные и этические гуманисты.
7. СН: а/ Генуинная эпилепсия и ее эквиваленты - мигрень, заикание, вегетоневрозы аллергия, энурез, б/ клептомания, пиромания, аффективные убийства.
1. ФГ: защитные тенденции - двигательная буря.
2. ПВРД: самодемонстрация, эксгибиционизм.
3. ВП: а/ демонстративность, тщеславие(Иу+), б/ моральная цензура, богатое воображение склонность к фантазированию (hy-).
4. СУ ХЧ: а/ потребность в ощущении собственной значимости, в успехе и признании, жажда славы, стремление нравиться, кокетство, поиски популярности и любви, актерские свойства, б/ стыдливость, робость, стремление оставаться в тени, пребывание в мире собственных фантазий, сетование, лживость, боязливость.
5. СУ ПР: актер, политик, рыночный продавец, коммивояжер, натурщик, манекенщик, художник.
6. СБ: Искусство, театр.
7. СН: а/ истерия, фобия, псевдология, конверсионные симптомы, б/ авантюризм.
1. ФГ: - (отсутствует).
2. ПВРД: первонарциссизм, первая фаза интроекции, построение мировосприятия.
3. ВП: эгосистола, аутичность, а/ построение идеала обладания и идеала объекта привязанности (к+), б/ отречение от своего Я, отказ, вытеснение (k-).
4. СУ ХЧ: а/ интроверсия, эгоизм эгоцентризм, нарциссизм, аутизм жажда власти сухость, трезвость, рассудочность, стремление к познанию любовь к форме любовь к логике реализм, рационализм, стереотипия, навязчивая склонность к порядку, педантизм, тупое упрямство, б/ стремление к отказу от реализации своих потребностей, к отделению, к изоляции, тормозимые черты, вытеснение реальных причин неудовлетворенности опустошенность.
5. СУ ПР: педагогика, преподавание математики, философии, экономики солдатская служба, инженер, жудожественный критик, бухгалтер, почтовый служащий, печатник, фермер.
6 СБ искусство, связанное с логикой, словом, философия, метафизика, эстетика, логика социологический гуманизм
7. СН: а/ кататония, шизоидные проявления, неврозы навязчивости, конверсионные симптомы истерия, ипохондрия, фетишизм, б/ уклонение от работы бродяжничество, квартирные кражи.
1. ФГ: - (отсутствует).
2. ПВРД: первопроекция дуальюнион с матерью.
3. ВП: эгодиастола, а/ построение Я-идеала, духовные влечения (р+), б/ проекция (р-).
4. СУ ХЧ: а/ экстраверсия, пылкая эмоциональность, порыв к восхищению ~>нтузиазм, одержимость фанатичная пристрастность, пафос чувство иерархического ранга жажда власти мания величия, высокомерие спесь самодовольство, чувство соперничества;
б/заниженная самооценка, самоуничижение, осторожность, недоверчивость, поиски виновного в своих бедах, злопамятность, сверхчувствительность, завистливая затаенная враждебность, склонность к обвинениям, к кляузничеству сутяжничеству.
5. СУ ПР: изобретатель, поэт, писатель, психолог, психиатр, мифолог мистик геолог, палеонтолог, руководитель экспедиции миссионер, музыкант, аптекарь, химик.
6. СБ: поэзия, научно-исследовательская сфера, духовно-творческий гуманизм.
7. СН: а/параноид, шизофрения сутяжно-кверулянтские отклонения, мания величия, наркомания,
б/ политическая преступность с манией величия авантюризм, аферизм.
1. ФГ: направленность на поиски пищи и объекта любви.
2. ПВРД: анальность анальная эротика.
3. ВП: а/ потребность в обретении побуждение к переменам (d+), б/ потребность в прилипании, тяга к неизменности, побуждение к собиранию(б-).
4. СУ ХЧ: а/ пристрастие к обретению, беспрестанные поиски нового неверность и непостоянство расточительность, щедрость, неумеренность неустойчивость, б/ верность, преданность, чистосердечность и искренность страсть к накопительству корыстолюбие алчность скупость умение отказывать себе во всем, консерватизм, пристрастие к критике, уныние, стремление к неизменности.
5. СУ ПР: антиквар, музейный служащий, собиратель произведений искусства, художественный критик, живописец, маляр, банкир, ростовщик, служащий ломбарда, сборщик отходов, дворник, работник химчистки, красильщик, врач - специалист по гастроэнтерологии.
6. СБ: экономика, экономический гуманизм.
7. СН: а/ депрессия, меланхолия, неустойчивость, фетишизм, б/ воровство, эмоциональная неустойчивость.
1. ФГ: цепляние за мать (или окружающие предметы - ветки и др ).
2. ПВРД: оральность, оральная эротика.
3. ВП: а/ потребность в сохранении обретенных объектов, оральность, потребность в признании и одобрении (т+), потребность в отделении (т-).
4. СУ ХЧ: а/ стремление цепляться за все, навязчивая потребность в сохранении однажды обретенного, потребность в чувственных наслаждениях, веселью, приветливость, добродушие, своенравность, прихотливость, страх потерять объект привязанности (т+).
б/ одиночество, оторванность от родителей, вечная погоня за объектом привязанности суетливость, ирреальное единение с миром, наклонность к наркомании, неустойчивость (т-).
5. СУ ПР: преподавание языка, зубной врач, зубной хирург, биржевик, банкомет, скупщик, агент, представитель фирмы, повар, владелец ресторана, гостиницы, кафе, бармен дегустатор вин, музыкант духовых инструментов, кинорежиссер, директор музыкальной школы, концертного бюро.
6. СБ: языковые искусства, искусство вообще.
7. СН: а/ мания, гипомания, болезненные влечения (алкоголизм), неустойчивость б/ авантюризм, мошенничество, двоеженство (двоемужество). Чтобы понять сущность такого обобщенного толкования каждого из факторов, следует разобраться подробнее в тех данных, которые Сонди приводит при обосновании своего толкования значений каждого фактора. Генная теория влечений предполагает, что отдельные источники энергии 8-ми факторов представляют собой 8 групп влечений, которые могут трансформироваться лишь в результате мутаций, но не под влиянием ситуативных изменений в жизни. Однако, форма их проявления может несколько видоизменяться в пределах ограниченной сферы, т.е. в пределах собственного Я, обусловленного полом, возрастом, средой и образом жизни, личной и общей с близкими судьбой.
Включает в себя два фактора - h и s.
Фактор h декларируется Сонди как Эрос-фактор, т.е. как влечение, которое притягивает друг к другу все живущее и удерживает вместе, порождает Межличностную любовь и нежность, и обусловливает высочайшие ожидания человека в любви от всего, существующего в мире Это - Эрос-радикал, являющийся корнем как индивидуальной (личной) любви, так и коллективной (любви к человечеству) понятие близкое к фрейдовскому влечению к жизни. Его первичная форма недифференцирована, т е двойственна гермафродитична, и, следовательно, отражается выбором h+_ . Энергия h-фактора это - Либидо (сексуальное влечение) Реакции НО означают ослабление или разрядку эротической потребности, h+ выявляет готовность к ее реализации, a h- подавление этой потребности Избыточные реакции h-!, h-!!, h-!!! свидетельствуют о сублимации либидинозного влечения, о его трансформации в гуманистические тенденции а позитивные реакции h+!, h+!!, h+!!! называются Эрос-гипертоническими и отражают "готовность к нежным контактам", сменяясь затем нулевыми реакциями.
В отличие от Фрейда Сонди не считает, что либидо имеет только сексуальную природу Также он не согласен с Юнгом и не расценивает либидо лишь как показатель общей психической энергии. Он считает, что эта энергия не является чем-то подобным валюте, которая может быть разменена в любом направлении Сонди утверждает, что даже пороки и добродетель заложены в наследственных корнях. Всякий фактор, настаивает он, обладает своим собственным специфическим непревращаемым источником энергии Всего их 8, и они не могут обмениваться своими специфическими силами никогда. Инстанция, которая трансформируется, это всегда только Я, а не общая психическая энергия. Трансформирующееся Я может мобилизовать то одну, то другую силу влечения выдвигаемую на передний план бытия.
Анализ разных реакций выбора по фактору h.
h0
Этот тип реакции означает ослабление или отсутствие потребности в эротической связи. Эта тенденция имеет лишь актуальную и всегда относительную природу, т е не дает повода для суждения о том, что у испытуемого нет никаких эротических потребностей Просто, произошла разрядка этого влечения Реакция h+_ при s+! или +!!, или +!!! (т.е. векторная формула S=0+!) предполагает относительный недостаток. Эрос-потребности в сравнении с накопленным агрессивным побуждением. Отсюда видно, что масштаб силы потребности всегда относителен. Так, показатели h 0 s +6 говорят лишь об относительном преобладании s, но не являются признаком абсолютной недостаточности h. Эрос лишь значительно уменьшен по сравнению с агрессивностью НО может свидетельствовать о перманентном удовлетворении Эрос-потребности в профессиональной или духовной деятельности индивида, т.е. о социализации влечения, сублимации Типичным для такого толкования является устойчивый выбор S0 - (S=h0 s-). В более редких случаях реакции h0 могут означать конституциональную слабость и врожденные пороки развития половой сферы.
Позитивные реакции h+
а/с избыточным давлением h+!, h+!!, h+!!!
Такие реакции называются Эрос-гипертоническими, обозначают готовность к нежным контактам, за ними как правило следуют нулевые реакции. Эта последовательность накопления и разрядки чаще всего встречается у детей в период отхода от родительской привязанности. В клиническом опыте это означает невозможность разряжения эротической потребности в связи с нарушением структуры Я. Чаще всего либидо-застойная личность дает реакцию S(h+!!! s 0). Эрос-гипертония может иногда указывать на латентную нереализованную гомосексуальность с нарциссическими проявлениями. Сонди считает что уродливое отношение общества к возможности реализации человеком потребности в любви приносит много вреда и является базой для всяческих нарушений и психических заболеваний.
б/ средние позитивные реакции h-.
Эти реакции, особенно со средней позитивной реакцией s, т.е. S ( h+s+) указывает на нормальное состояние индивида в отношении любви и секса.
Негативные реакции h-
а/ избыточное давление h-!, h-!!, h-!!!
Гипертонические негативные реакции по этому фактору означают:
1. Вытеснение или подавление Эрос-тенденций, отказ от удовлетворения либидинозных потребностей.
2. В ряде случаев - подавление гомо-тенденций.
3. Реже - избыточная переполненность любовью к человечеству, склонность к гуманизации и культуре. Нормальное стремление к гуманизации проявляется в формуле s - или s 0, а избыточное несет на себе отпечаток фанатизма и лицемерия, маскирующего истинные либидинозные порывы.
б/ средние негативные реакции h-
Это признак стремления к идеальной любви к человечеству в умеренном выражении. Особенно при распределении факторов h- s-, т.е. S -0. Напротив, при S -+ или S - +! или S - +!! либидинозная персональная нежность лишь вытесняется или подавляется. Реакция h- толкуется как коллективная и идеальная любовь к человечеству лишь тогда, когда Я достигает высокой ступени развития (при Sch +_ +, +_ +_, + +), и не может быть истолковано таким образом при Sch+_0, 0-, ++_,+.
Амбивалентные реакции h+_.
Означают прирожденную гермафродитическую первичную форму реагирования. Это относится не столько к телесному строению человека сколько к изначальной форме межличностного притяжения и связей, когда Эрос направлен еще не на определенный пол, возраст, класс или расу. Этот радикал хранит в себе зачатки того, что позднее реализуется и в персональную нежность, и в любовь к человечеству. Одновременно с s+_ реакцией указывает на сексуальную недифференцированность или регрессивную форму Эроса.
а/ При избыточном давлении реакции с преобладанием в сторону "+" , например, h 4/2, т.е. h+_!, выявляется предпочтение персональной любви, а при перевесе "-" например h 2/4, т.е. h+_i (с перевернутым восклицательным знаком) - идеальная любовь к человечеству (реакции !! и !!! здесь исключены, т.к. при амбивалентных реакциях выбор в одном направлении 4-х портретов является максимальным).
б/ средняя амбивалентная реакция уже описана выше.
Сущность этого фактора состоит в потребности к разрушению и саморазрушению, в садизме и мазохизме, в активности и пассивности. Это садо-мазохистический радикал, выявляющий противоположное либидинозно-эротическому началу, направленному на персональную и коллективную любовь, стремление к разрушению и смерти. Если Эрос олицетворяет любовь к жизни, то Танатос - влечение к смерти. Такова символика фактора s, обозначенного Сонди как фактор Танатоса (смерти) В своей книге "По ту сторону принципа удовольствия" Фрейд писал о резком различии между влечением к жизни и к смерти. Ссылаясь на это высказывание великого психоаналитика, Сонди утверждает единство, а не противоположность этих тенденций и описывает их совместно как дуалистическое влечение, опираясь при этом на собственные экспериментальные данные. Он считает, что факторы h и s определяют глубинную сущность Я. При этом Эрос-фактор обусловливает перенос Либидо при формировании чистой эротической связи между любящими, что созвучно фактору р-. Танатос-фактор выявляет садистические тенденции и поэтому он ближе к самоотречению Я через фактор к-!,-!! или -!!!.
Фактор s есть садо-мазохистический фактор влечения, его природная форма - s+_. Из этой амбитенденции в ходе индивидуального развития формируется: 1) одобряемая Я тенденция к агрессии, садизму, грабежам и убийствам реакция типа s+, s+! ,s+H, s+!!!. 2) обращенная на себя форма агрессии в виде самопожертвования, мазохизма или суицидальных тенденций - s-,s-!, s-!!, s-!!!. Таким образом, фактор s несет в своей сущности высшую коллективную и идеальную возможность воплощения судьбы, но не через духовную плоскость, как это происходит на базе фактора h, а через техническое и цивилизационное изменение окружающей среды, т.е. через жесткую эксплуатацию природы и животного мира, через строительство городов, электростанций, заводов, средств передвижения, через подмену естественных защитных механизмов человека прививками и другими искусственными мероприятиями. Сущность s-фактора в активности и пассивности Обе тенденции относятся не только к сексуальным проявлениям, но и к любой другой деятельности человека. Если Эрос-фактор h филогенетически представлен потребностью в праматери, то s-фактор - в праотце, патриархе, жестком с сыновьями, когда он защищает свои права на жен, но также защищает весь клан вплоть до самопожертвования при общей опасности. Реакции sO соответствуют состоянию разряженной активности (или агрессии), позитивные реакции выявляют напряженность деструктивных тенденций, а негативные - свидетельствуют о сублимации агрессии или мазохи-стические тенденции.
Анализ нулевых реакций (s 0).
1. Реакция s 0 означает относительный спад на данный момент наступательной активности и мягкой пассивности, т.е. отсутствие потребности как в мужественном, так и в женственном поведении, как в садизме, так и в мазохизме. Реальное снижение силы s-фактора отражается в соотношении с показателем фактора h. Основное содержание показателя s 0 это -разряженность активности или агрессивности, которая является предвестником скорого выхода на передний план безрассудной агрессии или ма-зохистического самоотречения, т е садомазохистических тенденций в виде реакции s+_.
В векторном портрете S+! 0, +!! 0, +!!! 0 реакция s 0 указывает на доминирование Эроса и относительный спад деструктивных тенденций. В структуре теста этот показатель ближе всего к d - m +, и связан с инфантильной детской привязанностью к матери или другому близкому человеку. Потребность в любви при полной пассивности Этот же портрет может соответствовать состоянию, которому предшествовала выраженная агрессивная разрядка.
2. Противоположный тип реагирования S - О, -! О и т.д. указывает на удовлетворенную социализированным путем агрессию и активность (деятельность хирурга, критика, духовника-исповедника, воинствующий гуманизм общественного деятеля) При этом необходимо основываться на данных о достаточно высоком интеллектуально-образовательном статусе индивида.
3. Реакция s 0 при h +_ (S +_ 0) означает снижение активности и агрессивности при выраженной потребности реализоваться в обоих направлениях, но при отсутствии реальной возможности проявить активность.
4. Реже реакция s 0 означает конституциональную слабость мужской активности или неспособность к активной деятельности, особенно при устойчивом выборе S О О, если при этом можно исключить активный онанизм.
Анализ позитивных реакций (s +).
а/ с избыточным давлением: s+!, s+!!, s+!!!.
1. Они означают избыточное и угрожающее напряжение деструктивной потребности, что может привести к общественно опасным действиям. В сложные периоды общественных потрясений такие личности наиболее опасны в плане их экстремистских наклонностей. В структуре тоталитарной власти психологи обнаруживают таких индивидов на вершине принудительно-исполнительных руководящих ролей (тайная полиция, гестапо, ФБР, ЦРУ). Классические представители такого типа личности часто встречаются в рамках патологии влечений среди убийц-насильников.
2. "Деструктивная гипертония" может указывать на садистические или садомазохистические сексуальные перверзии, особенно если одновременно имеет место реакция h 0 или h +_.
3. Избыточность позитивных s-реакций часто встречается при эпилепсии, кататонии, маниакальных расстройствах и у неустойчивых психопатов. б/ анализ средних позитивных реакций (s +).
1. Реакция s+ без избыточных проявлений отражает нормальную активность человека любого пола в тех случаях, когда h реакция тоже позитивна и тоже не избыточна (S ++ ).
2. Реакция s + при h 0, h -, h +_ (т.е. S=0 +, -+,+_+) на основании релятивного принципа интерпретации может означать болезненно заостренные черты характера или сексуальные отклонения. К примеру, векторный портрет личности S 0 +. Садизм здесь относительно превалирует, так как Эрос-фактор симультанно снижен. В этом случае перед нами обаятельная личность с агрессивными наклонностями, "палач с сердцем голубя".
3. Сочетание s+ с амбитендентностью фактора h (S +_ +) может трактоваться двояко: а/ как нормальная активность в сексуальной сфере (S + +), б/ как склонность к садогуманизму (S - +).
Анализ негативных реакций s -.
а/ с избыточным давлением: s -!, s-!!, s-!!!.
Такие реакции должны наводить на подозрение о болезненной форме мазохизма и о подавлении или вытеснении выраженных разрушительных тенденций. Сонди уверен, что нет таких мазохистов, которые при определенных условиях не становились бы садистами.
1. Гипертония фактора s - как мазохизм может указывать на а/первичный мазохизм с тенденцией к саморазрушению, стремление к смерти;
б/ вторичный, сексуальный мазохизм, когда сексуальные ощущения обостряются от боли,
в/ третичный, моральный мазохизм, проявляющийся в самоуничижении и самоотверженности. Реакции "совести"( е+_ hy -) и высокоразвитое Я (Sch +_ + или +_+_) говорят скорее за третичный, моральный мазохизм. Отсутствие моральных опор, сочетающееся с неразвитым Я (е 0, hy 0, k 0, р - или р 0), т.е. отсутствие цензуры супер-Эго, говорит скорее за вторичную, сексуальную форму мазохизма. Наконец, показатели k-!, p+_, d-, m-(так называемый негативный блок) указывают на возможность проявления редко встречающегося первичного мазохизма. Это верно особенно в отношении тех случаев, когда имеет место реакция h 0. Если личность подавляет оба фактора сексуальных притязаний, т.е. имеется вариант S -!-! (S=h-! s-!), то этот сексуальный портрет выражает подавленную сексуальность, которая избыточно проявляется и в сторону персональной нежности, и в садистическом направлении. Сонди считает, что такой человек -обманщик, и его истинный портрет S +!+!. Тип реакции S +_ -! должен восприниматься как состояние, предшествующее реакции SO-!.
Анализ средних негативных реакций s.
Фактически - это реакция самопожертвования цивилизованного человека независимо от пола.
1. При сопутствующей реакции h - без избыточного давления (в векторном портрете S - -) s - указывает на склонность к самопожертвованию и любовь к человечеству. Обе реакции являются надежным тестовым признаком гуманистичное™, когда одновременно выявляется сформированное Я (т.е. при Sch +_+ или +_+_).
2. При позитивном h эта реакция означает женственную пассивность; возможны также пассивно-мазохистические тенденции в гомо- или гетеросексуальной связи.
3 При h О (S 0 - ) унифункция пассивности выражена на грани мазохизма.
4. В сочетании с h +_ (S +_-) : а/ наполовину гуманизированное состояние с тенденцией к самопожертвованию, но без отказа от персональной любви; б/ при раздвоенности по векторам Р + -, Sch + -, С + - это может означать неполную раздвоенность или инверсию в сексуальной жизни.
Анализ амбивалентных реакций s.
По своей сути эта тенденция отражает садомазохизм, проявляющийся не только (и не столько) в сексуальной , но и в других сферах жизни. В сексе садомазохизм проявляется стремлением причинить боль партнеру и испытать боль самому, чтобы полнее пережить наслаждение. В социальном же плане взаимоотношения между людьми складываются таким образом, что всегда кто-то кого-то подчиняет себе и терзает, а кто-то позволяет более сильному мучить себя. Обнаружив признаки слабости у того. кто властвует, подчиняемый легко перенимает роль садиста по отношению к своему недавнему мучителю. Эта обоюдная игра ведет к возникновению садомазохистической цепи, которая не корригируется извне, так как разорвать эти отношения "палача и жертвы" - напрасный труд; на того, кто пытается вмешаться, обрушивается брутальная атака со стороны обоих партнеров мучительного союза - матери с дочерью, отца с сыном, матери с сыном или отца с дочерью, супругов, свекрови и невестки и др. Направленность влечений в этой ситуации сдвинута с эротического русла на разрушительность и враждебность. Согласно психоаналитическому пониманию этих отношений невозможность реализации родственной сексуальной связи прорывается в агрессию. Такой садомазохистический союз Сон-ди называет дуальюнионом. Садомазохистам характерологически свойственны манерность и капризное своенравие.
При избыточных реакциях наблюдаются два варианта
1. s+_! характерна для тех лиц, у которых наряду с мазохистической тенденцией актуально более сильной в дуальюнионе является садистическая тенденция.
2. s+_i (перевернутый восклицательный знак) обозначает личность, у которой в садомахзохистическом дуальюнионе актуально более сильной является мазохистическая тенденция.
Соотношения этих вариантов с реакциями h такие же, как и у средних амбивалентных реакций s.
б/ Средние амбивалентные реакции s.
О сущности этой реакции уже все сказано. Что касается сочетаний, то:
1. При h0 , т.е. при векторной формуле S=0 +_ , наблюдается типичная форма садомазохизма. Связь через Эрос стала нулевой и господствует садомазохистическое партнерство.
2. При h + (S + +_) действие садомазохистической связи ослаблено в связи с тем, что эротическая персональная любовь не вполне утрачена (h+). Такие реакции свойственны пассивно-женственным лицам, склонным временами предаваться садистическим наклонностям.
3. При h- отмечается садомазохистическая реакция, связанная с подавлением, торможением или вытеснением любви. Не имея возможности реализовать влечение к человеку, с которым индивида связывает родство, он предается садомазохистическим отношениям. В определенных ситуациях это может проявляться садогуманизмом, когда человек "отдает себя на растерзание" своим питомцам или подопечным (например, учителя, психотерапевты).
4. При h+_ (S +_+_) - классический портрет психической бисексуальности или гермафродитизма.
Подытоживая анализ реакций по факторам h и s, следует сказать следующее: вектор S составляют разнонаправленные влечения внутри вектора сексуальных влечений и садомазохистических тенденций. Их полярность можно проследить в рамках следующей схмы:
Вектор S | ||
| Фактор h.................................................................... | Фактор s |
1. | Пасивность................................................................ | Активность |
2. | Любовь...................................................................... | Агресия |
3. | Нежность................................................................... | Покорение объекта |
4 | Максимальное чувство полноты жизни................ | Максимальное изнурение вплоть до чувства умирания |
5. | Связь и единение в Эросе....................................... | Внезапность разъединения и разделения |
Это единство противоположностей наблюдается не только в сексе, в естественно-чувственной сфере, но и в гуманной форме социальной жизни человека, связанной с любовью и привязанностями. Вектор S выявляет сплав этих двух тенденций не как "химическое" слияние, а как дополняющее сочетание. Они расцениваются Сонди как комплементарные противоположности, взаимодополняемые при решении общих задач.
Это - потребностная основа этико-морального поведения. "Пароксизм" означает внезапное усиление аффекта или каких-либо болезненных проявлений в виде приступов, припадков до их максимальной выраженности. В нормальных проявлениях это может звучать как стремление к тому, чтобы произвести ошеломляющее впечатление или воздействие, парализовав тем самым волю другого, обезопасив врага. Корни этого явления в отживших атавистических защитных механизмах, помогавших нашим пра-предкам выжить в опасных условиях враждебного окружения. Они реализовались как блокировка (стремление притвориться мертвым в виду опасности), как двигательная буря или как мимикрия (смена окраски в тон окружающей среды). Несмотря на архаичную природу этих защитных механизмов, человек использует их в большей степени в целях защиты от внутренних проблем, грозящих опасностью интрапсихических переживаний (под влиянием сильного гнева вместо убийства врага впасть в бессознательное состояние, спрятаться за театрализованность, испытать вегетативную бурю, меняющую цвет лица, и тем самым избежать иных сложностей межличностного общения). Вектор P составляют: фактор е, эпилептиформный фактор, выявляющий накопление и разрядку аффекта, а также этический аспект поведения человека, и фактор hy, истероформный фактор, отражающий эмоциональные оттенки поведения человека и ориентацию его на иоральные аспекты бытия. Два фактора влечения "e" и "hy" и четыре тенденции e+, e-, hy+, hy- составляют основу пароксизмального вектора P.
Этот фактор обусловливает как грубые аффекты злого человека (Каина), так и действия доброго праведника Моисея, который приносит народу запрет на убиение и заповеди добра Сонди понимает образ Моисея как "авелизированного Каина". Данный фактор влечения может превращать человека с его яростью и ненавистью, завистью и ревностью в убийцу с грубыми аффектами взрывообразно обрушивающего свои аффекты на окружающих, или в припадочного, аллергического, психосоматического больного, мучающегося страхами и заиканием, у которого агрессия отторможе-на, блокирована, трансформирована в собственные страдания вместо страданий другого враждебного лица. С другой стороны этот же фактор образует инстанцию совести, которая диктует этические нормы поведения и склоняет "Каина"(вечно обитающего в нас) к терпимости и справедливости, к смирению и благотворительности т ей к истинам, исповедуемым религией. Эпилепсия (слово-символ фактора е) означает напор и сдерживание в одно и то же время, атаку и торможение как единство Так же как и другие факторы, он состоит из двух противоположных тенденций,, отражаемых е+ и е- реакциями. Реакция е 0 отражает состояние разряженности после пароксизма аффекта, мигрени или эпилептического припадка, е+ свидетельствует о преобладании авелевых тенденций, повышенного чувства собственной вины, проявлений мягкого женственного характера; е- говорит о готовности к взрыву жестких эмоций, к проявлению каиновых тенденций.
Анализ нулевых е-реакций
е0
1. Эта реакция-отражает состояние разряженности, затишья аффективных переживаний после пароксизма гнева, ярости, ненависти, реже - спокойствие после мигрени, эпилептического припадка, невротического, аллергического или психосоматического приступа.
2. Разрядка после активной социальной деятельности после очистительной молитвы,исповеди.
3. Состояние после принятия трудного решения, которому сопутствовали мучительные сомнения.
4. Конституциональные признаки ослабления данного фактора почти никогда не встречаются.
В сочетании с разными показателями фактора hy:
а/ е 0 hy+ ослабление этической ориентированности при доминирующем тщеславии.
б/ е 0 hy- сензитивный страх отношений сомнения совести приводят к разрядке грубых аффектов.
в/ е 0 hy+_ разрядка аффекта на фоне раздражительной слабости недовольства жалоб.
г/ е 0 hy 0 тотальная аффективная разрядка состояние после бури гнева или припадка.
Анализ позитивных е-реакций
е+
а/с избыточным давлением е+!, е+!!, е+!!!.
Чрезвычайно редкая реакция, указывающая на муки больной совести и желание искупить мнимую вину. Действительно при любых вариантах фактора hy
б/ средние позитивные е-реакции
Реакции означающие умеренную направленность на справедливость терпимость, добро и совестливость в отношениях с окружающими Указывает на мягкость и женственность характера
В сочетании с hy:
1. е+ hy 0 выявляет относительную доминанту совести и весьма характерно для клиники фобий, связанных опять-таки с муками совести.
2. е+ hy+ - эмоциональная экзальтированность 'аффективное половодье", связанное с демонстрацией своей совестливости и справедливости.
3. е+ hy- (Р + -) - добродушие и кротость Авеля
4 е+ hy +_ (Р + +_) выявляет тот же вариант Авеля, но более демонстративный.
Анализ негативных е-реакций
е-
а / С избыточным давлением е-!, е-!!, е-!!!.
Гипертоническая негативная е-реакция всегда указывает на избыточное накопление грубого аффекта, которое может привести к неотвратимым поступкам или взрывам эмоций.
1 Такая опасность особенно велика, если имеется сочетание е-! hy0
В данном случае накапливаемые ярость и гнев не регулируются фактором застенчивости, сдержанности.
2. При hy + проявляется опасный Каин (Р -!+).
3. При hy - непрерывно нарастает паника (Р -!-).
4. При hy +_ каиновы притязания несколько смягчаются, но во всех сочетаниях остается опасность аффективного взрыва.
б/ Средние негативные е-реакции
1. При hy + выявляется злобный, каиноподобный, завистливый ревнивый обыденный человек с банальной вспыльчивостью и раздражительностью Векторный портрет Р - + хотя и является тестовым признаком "чистого Каина", но в социально терпимой степени выраженности. Сонди считает, что пятая часть обыкновенных людей является каинитами.
2. Вместе с hy - эта реакция выявляет панический страх, свойственный нормальным людям
3. При hy О (Р -0) наблюдается страх перед взрывом аффекта, так как торможение за счет hy отсутствует.
4. Сочетание с hy +_ (Р - +_) признак каиновых тенденций обыденного человека, прячущего злобу и зависть.
Анализ амбивалентных е-реакций.
е +_ .
а/ С избыточным давлением е+_! и e+_i .
1. е+_! выявляет сомнения совести при которых тенденция к справедливости преобладает.
2. При е+_ i та же этическая борьба выражается в большей агрессивности и проявляется наклонностью к злу.
б/ Средние амбивалентные е-реакции.
Первичная амбитендентность человека состоит в его этической двойственности: он в равной степени может быть и злым и добрым. От этой амбитен-денции он может отклоняться больше в одну или другую сторону.
е+ | е+ |
Совместимость..................................... | Бессовестность |
Терпимость........................................... | Нетерпимость |
Доброта................................................. | Злобность |
Готовность помогать............................ | Злорадство |
Врачевание............................................ | Повреждение |
Богобоязненность................................. | Богохульство |
Это - извечная внутренняя борьба со злом как базисная наклонность, как стремление к жизни по этическим законам, утверждающим " не убий'" Этика не может отождествляться с влечением, но то влечение, которое заставляет человека следовать этическим установкам, связано с фактором е.
Сочетания:
1. е+_ при hy 0 доминанта этической борьбы при отсутствии тормоза.
2. При hy + (Р +_ +) стремление к добру демонстрируется окружающим
3 При hy - (Р +_ -) внутренняя борьба скрыта от посторонних глаз Авель все же питает каиновы притязания/
4 При hy +_ (Р +_+_) в центре переживания тотальная этико-моральная проблема/
Разница между фактором Танатоса s и каиновым влечением е в том что убиение через фактор s связано с болезненным наслаждением и процессом разрушения с перверзивно-сексуальной окраской, а убийство в результате прорыва гневных эмоций совершается в результате ослабления собственной этической установки Если в первом случае мы имеем дело с извращением, то во втором - с пароксизмальными явлениями Однако нередко встречаются смешанные формы агрессии, особенно при избыточных реакциях типа s +!!, е-!.
Фактор hy обусловлен филогенетически сформировавшимся механизмом защиты по типу блокировки и мимикрии перед лицом опасности, а также стыдливой застенчивости перед сверхсильными сексуальными переживаниями. С другой стороны он определяет также двигательную бурю в опасной ситуации и демонстративность ( тщеславие, эксгибиционизм ). Это - потребность в стыдливой и нежной любви, раскрывающей царство нереально-поэтических переживаний мифомании, и, одновременно - стремление нарушить все преграды, поставленные моралью общества, и проявиться в беззастенчивой распущенности. Прирожденная первичная форма фактора hy - амбитендентность в отношении этих двух потребностей. Далее человек движется сторону одной из этих тенденций. В сфере болезненных проявлений фактору hy принадлежат истерические расстройства (конверсионные проявления в виде функциональных афазий (нарушений речи) нарушения походки, истерического сурдомутизма (глухонемоты), ступороз-ные и сумеречные состояния, нарушения чувствительности), а также патологический эксгибиционизм заикание, тик и другие виды истерических двигательных бурь и припадков. Реакция hyO означает спад экзальтации hy+ говорит об усилении демонстративности, a hy- о застенчивости и склонности к страхам.
Анализ нулевых hy-реакций.
hy 0
1. Нулевая реакция означает разрядку тонких аффектов после истероформного приступа и знаменует отлив тонких движений души.
2. Она может указывать на демонстративный страх перед экзистенциальной или сексуальной опасностью.
3. Чаще всего она отражает слабость моральной цензуры (особенно при к 0) у сексуальных психопатов-эксгибиционистов.
4. Она также может означать эпизодическое ослабление моральной раздвоенности, амбитендентности (hy +_).
Симультанная реакция фактора е помогает интерпретировать нулевые реакции hy.
а/ При е+ (Р + 0) - совестливость, проявляющаяся фобиями, б/ При е- (Р - 0) - страх перед взрывом грубого аффекта, накопившегося без моральной цензуры.
в/ При е+_ (Р +_ 0) - на переднем плане стоит этическая проблема без моральной цензуры. Внутриличностная борьба Каина и Авеля. Цензура позволяет открыто проявляться тонким аффектам (любовь, нежность, сексуальные и душевные переживания).
г/ При е О (Р 0 0) - отлив в сфере тонких аффектов (истерия, меланхолия, мания).
Анализ позитивных hy-реакций. hy+.
а/ с избыточным давлением: hy -И, +!!,+!!!.
Эта относительно редкая гипертония данного фактора является указанием на избыточное тщеславие и демонстративность и характерна для параноиков с идеями улучшения мира и реформаторства. Иногда может проявляться в виде эксгибиционизма. Варианты с фактором е аналогичны среднепозитивным реакциям hy, но в избыточной форме.
б/ Средняя позитивная реакция hy.
Свидетельствует о склонности выставлять себя напоказ. При к+ обнаруживаются нарциссические черты.
1. При е О (Р 0 + ) - тенденция к демонстративности без контроля со стороны этической цензуры ( конверсионная истерия, мания, эксгибиционизм).
2. При е + (Р + +) - прилив аффектов при истероидном характере или истерии.
3. При е - (Р - +) демонстрация каиновых злобных тенденций.
4. При е+_ (Р +_ +) - склонность к преодолению каиновых тенденций, сентиментальное стремление стать лучше.
Анализ негативных hy-реакций.
hy-. а/ При избыточном давлении: hy -!, -!!, -!!!.
Реакция, выявляющая социально опасные тенденции. Это может быть:
1. Сильное стремление спрятать тонкие душевные и сексуальные переживания. Скрытая повышенная страсть к самодемонстрации, поиски признания, которые могут раскрыться сразу или постепенно.
2. Чаще - это бегство от суровой реальности жизни в мир несбыточных фантазий.
3. Бегство в мир лжи, псевдология, мифомания, свойственное особой категории психопатов.
4. Реже - гиперморальные установки у пуритан или лицемерных притворщиков.
б/ Средняя негативная пу-реакция.
1. При е О (Р 0 -) признак сензитивного страха отношений. В тяжелых случаях - параноидная аффективная реакция.
2. При е+ (Р + -) - кротость Авеля с его совестливостью, робкой застенчивостью и высокой моральностью.
3. При е - (Р - -) аффективная реакция паники.
4. При е+_ (Р +_ -) - Авель, накапливающий грубые аффекты (Р + -) или паническое состояние (Р - -) со стремлением загладить вину.
Анализ амбивалентных пу-реакций.
hy+_.
а/ При избыточном дав/Гении: hy +_!, +_i.
Моральная дилемма: проявляться во всем своем естестве или прятать свои экзистенциальные и сексуальные тенденции перед окружающими.
1. hу+_! - демонстративность и тщеславие.
2. hy+_i - стремление к самомаскировке, бегство в мир фантазий и псев-дологии.
б/ Средняя амбивалентная hy-реакция.
1. При е 0 (Р 0 +_) на переднем плане стремление жаловаться и сетовать, плакаться. "Моральное похмелье" в связи с отсутствием моральной цензуры и предшествовавшими грубо-аффективными проявлениями.
2. При е + (Р + +_) - Авель с моральными сомнениями, муками совести.
3. При е - (Р - +_) - Каин с моральной дилеммой и стремлением прикрыть свои злые тенденции.
4. При е +_ (Р +_ +_) - этическая и моральная дилемма. У личности гуманного склада - естественное эмоциональное состояние, особенно при S- и Sch + +, +_ +, +_ +_.
Анализ пароксизмального влечения. Вектор Р.
1. О наследственной обусловленности влечения, связанного с вектором Р, говорит тот факт, что механизмы защиты и безопасности являются древнейшими. Из них вытекают реакции двигательной бури или, напротив, замирания и изменения окраски. Применительно к человеку эти реакции описываются как регрессивные, связанные с возвратом на филогенетически более раннюю ступень развития в момент стресса. В клинике такие состояния наблюдаются в виде истерических или кататонических двигательных бурь или ступора, параличей, сумеречного состояния сознания, каталепсии.
2. Пароксизмальное влечение соответствует и второму критерию - внутренней полярности (стремление к самодемонстрации и стремление к самомаскировке), построенной на противоположности двух потребностей (е и hy) и четырех тенденций (е+, е-, hy+, hy-).
3. Вследствие этого вектор соответствует и третьему критерию - критерию напряженности и динамизма, поскольку два фактора влечения и четыре тенденции посредством присущих им противоположностей могут поддерживать динамизм в пространстве вектора Р.
4. Физиологическому и патопсихологическому критерию пароксизмальное влечение соответствует потому, что оно обусловливает две противоположные группы эмоциональных состояний - грубых и тонких аффектов. Это эпилептоидные и истероидные типы характеристик. В сфере же патологии это два круга заболеваний - истерических и эпилептических нарушений.
5. Независимый порядок наследования этих двух форм патологии установлен Люксенбургером, Медоу, Ленцем, Першем, Конрадом и самим Сонди в его клинико-психологических исследованиях. В то же время нельзя не отметить, что целый ряд клиницистов разделяет генуинную эпилепсию (признаваемую как органическое заболевание) и истерию (функциональное расстройство) как самостоятельные нозологические единицы. Сонди же утверждает, что ни эпилепсии без истерических, ни истерии без эпилептических тенденций не бывает.
Л. Н. Собчик Введение в психологию индивидуальностиТест восьми влечений Сонди и его модификация | часть | 2 |