КОГНИТИВНОГО ДИССОНАНСА ТЕОРИЯ (от англ. cognition — знание, dissonance — несоответствие, разногласие) — социально-психологическая теория, разработанная американским исследователем Л. Фестингером.
К. д. т. утверждает, что индивидом, в его сознании сталкиваются логически противоречивые знания об одном и том же объекте или событии, переживается чувство дискомфорта и он стремится от него избавиться. Стараясь решить эту задачу, индивид реконструирует свои знания или социальные установки относительно соответствующих объектов или событий т. о., чтобы противоречие между ними было снято.
К. д. т. характеризует способы устранения противоречий в знаниях и описывает то как это в типичных случаях делает человек. Напр., для того чтобы достичь согласованности некоторых двух противоречащих друг другу знаний, индивид или рекомендует одно из них т. о., чтобы оно соответствовало другому, или обращается к такому третьему знанию, которое примиряет эти два между собой. Основные понятия, которыми оперирует К. д. т., следующие: равновесие, когнитивная система, когнитивный диссонанс, когнитивный консонанс, когнитивная сложность, когнитивная взаимосвязанность.
Под когнитивной системой в К. д. т. понимается взаимосвязанный комплекс отдельных знаний об объектах и людях. Когнитивные системы различаются по сложности, согласованности и взаимосвязанности. Когнитивный диссонанс определяется как характеристика когнитивной системы, которая относится к внутренней дисгармонии, существующей между знаниями. Говорят, что когнитивная система находится в состоянии диссонанса, если ее компоненты противоречат друг другу. Снятие противоречия приводит когнитивную систему в состояние консонанса, т. е. взаимной согласованности ее элеменов. Сложность когнитивной системы описывается через количество и разнообразие включенных в нее знаний. Сложной называют систему, которая включает большое количество разнообразных знаниц. К числу простых относятся системы, в которые включено мало знаний, или такие, которые незначительно отличаются друг от друга. Взаимосвязанность когнитивной системы характеризует ее отношения с другими системами знаний.
К. д. т. опирается на теорию равновесия Ф. Хайдера, которая утверждает, что несбалансированные, противоречивые когнитивные системы стремятся к изменению в сторону достижения более уравновешенного состояния. Постулаты своей теории Ф. Хайдер сформулировал на примере анализа когнитивной системы, состоящей из трех элементов, а выводы, касающиеся ее динамики, были распространены автором на анализ межличностных отношений.