КАПРИЗЫ ДЕТЕЙ — особенность поведения, выражающаяся в противодействии и сопротивлении требованиям, советам указаниям взрослых, в непослушании. В дошкольном возрасте проявление К. д. сопровождается обычно плачем, криком, двигательным возбуждением. К. д. могут носить характер случайных, эпизодических проявлений. Такие К. д. чаще всего возникают как следствие заболевания, усталости, перевозбуждения, перегрузки впечатлениями.
Нередко К. д. превращаются в привычную форму их поведения, при помощи которой ребенок добивается осуществления своих желаний. Этому превращению способствуют возрастные особенности детей дошкольного и младшего школьного возраста — слабость неокрепшей нервной системы, большая эмоциональная возбудимость. Основная причина возникновения К. д. — неправильная организация взаимоотношений ребенка со взрослыми. Чаще всего — это привычная реакция избалованного ребенка, прихоти которого беспрекословно выполняются. К. д. могут возникнуть как реакция на разнобой в предъявляемых к ребенку требованиях, на безмерные требования со стороны взрослых. Иногда в основе К. д. лежат острые и глубокие переживания связанные с неудовлетворением потребностей ребенка в любви к нему, внимании, уважении, самостоятельности. Нередко К. д. возникают как своеобразный протест и реакция ребенка на эмоциональную травму (напр., отъезд родителей в длительную командировку, появление отчима или мачехи, младших братьев или сестер и т. д.).
Основной путь предупреждения К. д. — правильная организация жизни и деятельности ребенка, создание нормальных взаимоотношений в семье, спокойная дельность и одновременно внимание к интересам и потребностям ребенка, включение его в детский коллектив. Важное значение в предупреждении К. д. имеют меры, направленные на укрепление нервной системы ребенка, — соблюдение режима сна, питания, устранение переизбытка впечатлений и т. д.
Для преодоления К. д. не следует прибегать к угрозам, грубому насилию. Попытка «сломить силой» каприз ребенка, как правило, приводит к еще большему перевозбуждению или углублению аффекта. Очень опасно, как показывают психологические исследования, наказывать ребенка лишением любви. Но вредны и упрашивания, постоянные уступки, которые способствуют закреплению К. д. В качестве приема преодоления К. д. может служить отвлечение ребенка от объекта недозволенных желаний и переключение его внимания на другой объект, спокойное игнорирование К. д. (если они не наносят ущерба здоровью ребенка и не вредят окружающим); в некоторых случаях полезен метод естественных последствий, когда взрослые позволяют ребенку испытать результаты своих действий, совершаемых в состоянии каприза.