КОМПЛЕКС ЭДИПА — одна из важнейших концепций классического, фрейдовского психоанализа. Объясняет становление индивида как социального (морального) субъекта и формирование высшей психической инстанции (Супер - Эго), в результате чего индивид делается личностью. Концепция К. Э. не только отсылает к античному мифу об Эдипе, но и сама, как и многие другие концепип психоанализа, в определенной степени является мифом. Мифологичность означает не ложность, а символически-аллегорическую форму выражения идеи, обычно для науки нехарактерную. Именно в виде мифа К. Э. вошел в контекст западной культуры XX в. В наиболее известном варианте суть К. Э. такова: мальчик испытывает сексуальное влечение к собственной матери и агрессию к отцу, занимающему возле матери место, желанное для сына. Агреессия сочетается не только со стремлением но и с невозможностью занять место отца. Это сочетание приводит в действие механизм идентификации (с отцом) — мальчик становится на его место и даже как бы преображается в него, но в идеально-символическом плане, а не в действительности. Идентифицируясь с отцом, мальчик перенимает черты взрослого мужского поведения (мужскую социальную роль), но главное — систему моральных инструкций и запретов, присутствующих у взрослого. Эта система — моральная цензура сознания — образует т. н. Супер-Эго (сверх-Я), представительствующее в индивидуальной психике социальные нормы и являющееся одним из трех основных элементов, образующих структуру личности (Ид, Эго, Супер-Эго). Данная ситуация, происходящая внутри семьи, была ассоциирована с античным мифом об Эдипе, который убивает отца и женится на матери. Наличие мифологического сюжета, в котором выражался строжайший запрет на оба эти деяния, понималось 3. Фрейдом как свидетельство того, что в раннем обществе сожительство с матерью и убийство отца были обычным делом, на которое впоследствии, с развитием общества, был наложен запрет, и, следовательно, соответствовали естественной мотивации.
Изложенная концепция К. Э. представляет крайний и психологически упрощенный случай. В реальности, по Фрейду, ребенок идентифицируется не только с родителем, чье место хотел бы занять, но и с объектом своего влечения, т. е. с обоими родителями, что более распространено в реальности психического развития. При этом влечение мальчика к матери и агрессия к отцу могут не выражаться отчетливо. Одна из идентификаций (с отцом или с матерью) начинает доминировать лишь в подростковом возрасте, при нормальном развитии совпадая с полом ребенка. Вместе с тем, идентифицируясь с обоими родителями, ребенок усваивает черты обоих родителей, и его Супер-Эго складывается из моральных представлений как отца, так и матери.
Женская версия К. Э. — комплекс Электры. Здесь мифологическая ассоциация — убийство микенской царевной Электрой матери за то, что она убила своего мужа (отца Электры). В этом 3. Фрейд увидел влечение Электры к отцу, хотя в мифе о нем речи нет. Комплекс Электры специально и подробно в психоанализе не рассматривается, т. к. считается во всем сходным с К. Э.
Критика концепции К. Э. в основном состоит в отрицании необходимости элементов К. Э. в развитии каждого индивида и в интерпретации К. Э. как психической аномалии. Другой вариант критики — утверждение, что К. Э., как и особая значимость сексуальных переживаний, «запретного плода», и их вытесняемость в бессознательное, наполненность бессознательного исключительно сексуальной мотивацией, — феномены современных Фрейду семейных и общественных нравов, утратившие со второй трети XX в. конкретножитейскую актуальность. Обе эти критические версии воспринимают К. Э. не как миф, а как научную идею.
Концепция К. Э. активно используется в западной культурологии (чему начало положил сам 3. Фрейд) и в искусстве (литературе, кинематографе).