Психологический словарь
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

КОНКРЕТНЫЕ ОПЕРАЦИИ — понятие операциональной концепции интеллекта Ж. Пиаже, система логических операций, выполняемых с опорой на внешние, наглядные данные; характеризуют подпериод интеллектуального развития, длящийся от 7 — 8 до 11 — 12 лет.

Различные типы мыслительной деятельности, возникшие в предшествующий период, достигают на уровне К. о. состояния «подвижного» равновесия — они становятся обратимыми, т. е. оказывается возможным одновременное, осуществляемое в мысли возвращение к начальному положению или к исходной точке. Т. о., логические операции вырастают как продукт координации действий соединения, упорядочивания и установления соответствий, обретших форму обратимых систем. На этой стадии понятийная организация ребенком окружающей среды стабилизируется и закрепляется с помощью создания ряда познавательных структур, называемых группировками. Группировка — центральное понятие этого периода. На уровне К. о. в 7 — 10 лет ребенку становятся доступными простые операции (классификация, сериация, взаимно-однозначное соответствие), позже, в 9 — 12 лет, — системы операций (освоение системы координат, проективные понятия).

С помощью К. о. ребенок координирует антиципации независимо от результата непосредственного действия. Этим способом он постигает связи, которые выходят за пределы эмпирической констатации. Ребенок начинает «расширять» свою мысль, охватывая ею не только действительное, но и возможное. Однако продвижение в сферу возможного весьма ограничено и состоит г. о. в распространении наличных структур на новые содержания. Отправным пунктом для последующего рассуждения всегда служат конкретные объекты и явления, существующие в настоящий момент и находящиеся в поле восприятия. Экстраполяция операций на нечто, в данный момент не существующее, возможна, но является лишь частным случаем общей конкретной деятельности. Появляющиеся на уровне К. о. системы логических операций очень важны, в частности, для построения понятия числа, времени, движения, а также для построения различных геометрических отношений.

Период К. о. ограничен по сравнению со следующим периодом формальных операций в двух аспектах:

  1. Операции не окончательно формализованы, т. к. не полностью отделены от конкретного содержания. Они развиваются последовательно в каждой предметной области, не достигая полной всеобщности. Напр., усвоив в 7 — 8 лет принцип сохранения массы, дети к 9 — 10 годам начинают понимать принцип сохранения веса и лишь в 11 — 12 лет приходят к пониманию сохранения объема. Это т. н. горизонтальные декаляжи.
  2. К. о. частичны, т. е. различные конкретно-операциональные системы существуют в виде более или мене изолированных островков на протяжении всего периода от 7 до 11 лет, они не объединены в единое структурированное целое. К. о. служат основой формальных операций — операций над операциями, или операций второго порядка, характеризующих следующий этап интеллектуального развития.

Используются технологии uCoz