Психологический словарь
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

КРИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ — правление зарубежной (г. о. немецкой) марксистски ориентированной психологии, возникшее в конце 60-х гг. ХХ в. (К. Хольцкамп, У. Хольцкамп-Остеркамп, Г. Ульманн, О. Дрейер, К. Х. Браун и др.). Своей основной целью К. п. поставила создание общей психологии (в смысле Л. С. Выготского) как общего теоретико-методологического фундамента психологической науки, или, как говорил Л. С. Выготский, психологического «Капитала», что предполагает прежде всего критический анализ существовавших и существующих школ и направлений в психологии и выработку нового категориального аппарата психологической науки с учетом достижений и изъянов имеющихся концепций. При этом К. п. широко использует марксистскую философскую методологию и ряд концепций отечественной психологии, опирающихся на нее. Особенно большое внимание уделяет К. п. критике и дальнейшему развитию теории деятельности А. Н. Леонтьева, в частности исследованиям деятельности и «образа мира» в социогенезе, а также онтогенезу и актуалгенезу психики у представителей конкретных социальных классов, групп, слоев современного общества (крупной и мелкой буржуазии, рабочих, маргиналов, безработных, женщин и т. п.), что практически не рассматривалось в теории деятельности в варианте А. Н. Леонтьева.

Одной из ключевых категорий К. п. является понятие «способность к действию», под которой понимается способность индивида благодаря его участию в жизни общества контролировать и произвольно регулировать свои собственные условия жизни, т. е. способность стать подлинным субъектом своей деятельности. Развитие этой «способности» имеет две альтернативные возможности (исходно определяемые конкретным типом общественных отношений и местом индивида в них, а также сложившимися в ходе его жизни установками):

  1. ограниченное развитие, которое выражается в приспособлении индивида к существующим условиям путем подавления своих истинных интересов с использованием различных защитных механизмов личности;
  2. полное развитие, когда индивид осознает свои подлинные потребности и интересы и борется за те условия жизни, в которых каждый индивид может реализовать свои «сущностные силы».

Все психические процессы рассматриваются в К. п. как конкретные аспекты этой общей «способности». Так, указанная дихотомия находит свое выражение в противоположности неадекватного (иллюзорного, «утопического» и т. п.) восприятия действительности и адекватного реалистического ее восприятия, в области мышления — в противоположности «толкования» (обыденного мышления со свойственными ему упрощениями, фетишизмом, персонификациями и т. п.) и «понимания» (подлинного проникновения в суть вещей), в области эмоций — в противоположности страхов, депрессии и подобных им эмоциональных состояний и полноценной эмоциональной жизни.

При этом в К. п. не ограничиваются теоретическим и экспериментальным анализом подобного рода дихотомий в различных психических процессах и др. их противоречий, а разрабатывают некоторые психотерапевтические и педагогические рекомендации. Задачей психокоррекционной работы является, с этой точки зрения, воспитание такой личности, которая могла бы ясно осознавать свои подлинные потребности, интересы, смыслы, установки и т. п., мыслить и действовать самостоятельно, свободно развивая свои сущностные силы, что необходимо предполагает участие в жизни общества и активную деятельность по преобразованию общественных условий, если они не способствуют положительному самоосуществлению индивидов.


Используются технологии uCoz