НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ — отрасль психологической науки, сложившаяся на стыке нескольких дисциплин — психологии, медицины (нейрохирургии, неврологии), физиологии — и направленная на изучение мозговых механизмов высших психических функций на материале локальных поражений головного мозга. Основоположником Н. в России является А. Р. Лурия. Развивая идеи Л. С. Выготского о системном строении высших психических функций, А. Р. Лурия разработал теорию системной динамической локализации психических процессов, являющуюся теоретической основой Н.
В Н. используется синдромный анализ нарушений высших психических функций, направленный на качественную квалификацию этих нарушений и топический диагноз поражения мозга. Для синдромного анализа в Н. применяются методы, разработанные А. Р. Лурия. С их помощью описаны различные нейропсихологические синдромы, представляющие собой закономерные сочетания нарушений высших психических функций, а именно синдромы поражения конвекситальных, медиальных и базальных отделов преимущественно левого полушария мозга, а также синдромы поражения глубинных структур мозга.
Современная Н. подразделяется на несколько направлений, которые решают основную теоретическую задачу Н. — изучение мозговой организации высших психических функций с помощью своих методических приемов.
Клиническая Н. изучает особенности нейропсихологических синдромов при поражении различных мозговых структур левого и правого полушарий и подкорковых структур.
Экспериментальная Н. исследует формы нарушений различных психических процессов, эмоциональных состояний и личности больного с помощью методов современной экспериментальной психологии.
Реабилитационное направление изучает механизмы восстановления высших психических функций, нарушенных при локальных поражениях мозга, с помощью специальных методов и приемов восстановительного обучения.
Психофизиологическое направление изучает физиологические механизмы нарушений высших психических функций методами психофизиологии.
Н. детского возраста исследует особенности нарушений высших психических функций у детей разных возрастов с помощью специальных методов, адаптированных к детскому возрасту. Н. имеет большое значение для развития психологической теории и практики диагностики локальных поражений головного мозга и восстановления нарушенных функций.