НОВОРОЖДЕННОСТЬ — возрастной период, на котором происходит первичное приспособление к жизни вне утробы матери (примерно 4 — 6 недель после рождения). К моменту рождения ни один из органов не заканчивает своего развития, но, несмотря на незрелость, ребенок располагает определенными возможностями для восприятия внешнего мира. У него достаточно развиты обоняние, тактильная, болевая, температурная, вестибулярная и кинестетическая чувствительность. При отсутствии в первые дни после рождения слухового и зрительного сосредоточения новорожденный обнаруживает способность слышать и различать звуки по высоте, тембру и громкости, видеть и различать зрительные стимулы по форме, величине, конфигурации, проявляя при этом избирательную чувствительность к воздействиям, исходящим от взрослого человека.
В период Н. в поведении большую роль играют врожденные рефлексы — пищевой, оборонительный, ориентированный. Кроме того, ребенок обнаруживает постепенно угасающие рудиментарные рефлексы (ладонный, переступания, ползания, Бабинского и др.). Быстрота и скорость образования условных рефлексов зависят от условий: при первом прикладывании к груди через 20 — 30 мин после рождения условный рефлекс (на прикосновение к лицу, положение тела) вырабатывается после 2 — 3 подкреплений в течение суток, а через 16 — 20 ч после рождения — лишь на 10 — 12-й день после многократных повторений (И. А. Аршовский). К концу Н. дети начинают держать голову, а 25% — самостоятельно переворачиваться.
В период Н. происходит подготовка ребенка к общению со взрослыми. При правильном воспитании со 2 — 3-й недели возникает слуховое и зрительное сосредоточение, легче всего вызываемое обращением взрослого, но проявляющиеся и при воздействиях предметов. В конце 1-го — начале 2-го мес появляется первая «социальная» улыбка в ответ на обращение взрослого, которая знаменует конец периода новорожденности.
Благополучное течение периода Н. зависит от степени развития плода к моменту рождения, наличия или отсутствия воздействия вредоносных факторов во время беременности, родов, от условий воспитания. Главное условие воспитания — создание атмосферы любви и заботы, для чего необходимо быстро реагировать на все признаки дискомфорта ребенка, часто брать его на руки, ласково разговаривать, устанавливать контакт взглядов.