ОПЕРАЦИЯ (в психологии) — одна из составляющих деятельности человека, соотносимая с объективно-предметными условиями достижения целей, т. е. с задачей. А. Н. Леонтьев определял О. как способы осуществления действия. Одна и та же цель, соотносимая с действием, может быть достигнута в разных условиях, поэтому одно действие может быть реализовано разными О. Вместе с тем одна и та же О. может входить в разные действия.
Формирование О. лежит на пути преобразования действия, при его выполнении. При этом действие, меняя свою направленность, становится условием осуществления другого действия, обеспечивающим достижение новой цели. Большинство О. является результатом обучения, овладения общественно выработанными способами действий, часто закрепленными в орудиях действия. Сознательная О. первоначально формируется в качестве сознательного целенаправленного действия (это справедливо как для двигательных, так и для умственных О.), однако не всякая О. является сознательной.
Согласно взглядам Ж. Пиаже О — это интериоризованные обратимые и скоординированные в связные структуры действия, выступающие как психологические механизмы мышления. Развитие операторных структур подчиняется действию закона саморегуляции. Сами структуры подчиняются при этом закону целостности. Ж. Пиаже описаны общие условия образования О. при формировании у ребенка понятий движения, скорости, времени и пространства, геометрических представлений, понятий числа и т. д.