Психологический словарь
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

ОБРАЗ — чувственная форма психического явления, имеющая в идеальном плане пространственную организацию и временно динамику. Будучи всегда чувственным по форме, О. по своему содержанию может быть как чувственным (О. восприятия, О. представления, О. сновидения и др.), так и рациональным (О. атома, О. мира, О. войны и т. п.). О. является важнейшей компонентой действий субъекта, ориентируя его в конкретной ситуации, направляя на достижение поставленной цели и разворачивая действие в пространстве и времени. Полнота и качество О. определяют степень совершенства действия. В процессе реализации действия исходный О. видоизменяется, накапливая в себе опыт практического взаимодействия субъекта со средой. Объем содержания О. безграничен (от О. микрочастицы до О. Вселенной), причем все содержание дано в нем одновременно (симультанно). В чувственном О. может быть воплощено любое абстрактное содержание; в этом случае материалом для О. служат не только пространственно-временные представления (зрительные, слуховые, тактильные, мышечные, вестибулярные, вкусовые и обонятельные), но и внутренняя речь (в виде абстрактного понятия или описания его с помощью ключевых слов). Различают несколько видов образных явлений.

1. О. восприятия — отражение в идеальном плане внешнего объекта (сцены), воздействующего на органы чувств. 2. О. воображения — вымышленный О., данный в представлении, но не имеющий аналогов в реальной действительности и поэтому никогда ранее не воспринимавшийся. 3. Послеобраз — модифицированное непроизвольное восприятие кажущегося объекта, который недавно рассматривался при строго неподвижном взгляде. Хорошо заметен лишь на однородном (лучше сером) фоне при устойчивой зрительной фиксации неподвижной (или медленно и плавно движущейся) метки. Интенсивность, длительность и ритмичность смены положительного (того же контраста, что и наблюдавшийся ранее объект) послеобраза на отрицательный (с обратным по отношению к объекту контрастом) зависят от яркости, контраста и длительности предварительно наблюдавшегося объекта. После каждого скачка глаз послеобраз исчезает, затем во время зрительной фиксации появляется вновь, но уже ослабленный. Видимый размер послеобраза пропорционален удаленности поверхности фона, на котором он наблюдается (закон Эммерта). Если послеобраз наблюдается в темноте, то при произвольных движениях глаз он перемещается вместе с ними, однако при пассивных движениях глаз он кажется стабильным (что согласуется с эфферентной теорией стабильности видимого мира Г. Гельмгольца). Цвет отрицательного послеобраза является дополнительным к цвету хроматического объекта. В обычных условиях послеобразы не наблюдаются из-за стирания их саккадическими движениями глаз и маскировки О. восприятия; исключением являются очень яркие объекты (Солнце, пламя электросварки и т. п.), выдающие сильные послеобразы. 4. Эйдетический О. — отчетливое, полное и детальное представление объекта (сцены) в течении некоторого времени после прекращения рассматривания; отличается от послеобраза независимостью от движений глаз и стабильностью во времени. Эйдетизм характерен для части детей младшего и подрросткового возраста. У взрослых встречается редко. 5. Фосфены — спонтанные световые ощущения («искры в глазах»), обычно наблюдаемые в темноте или при закрытых глазах; имеют разнообразную текстуру — от нескольких светящихся точек до сложных узоров, меняющихся во времени. Могут вызываться электрической стимуляцией участков кожи около глазницы или различных отделов зрительного анализатора, а также механическим воздействием на глаз (надавливанием на закрытое веко). 6. Фантом — ощущение утраченной части тела (после ампутации руки, ноги и т. п.). 7. Галлюцинация — иллюзорное восприятие реально отсутствующего объекта (сцены), субъективно неотличаемое от О. восприятия; возникает спонтанно, как правило при различных психических расстройствах, в стрессовых ситуациях и во время длительной сенсорной изоляции.


Используются технологии uCoz