ПСИХОГЕНЕТИКА — область знаний, находящаяся на пересечении генетики и психологии. (В западной литературе чаще используется термин behavior genetics — генетика поведения, включающий и поведение животных.)
Свое начало П. берет с двух работ Ф. Гальтона: книги «Наследственность таланта» (1869; сокр. рус. пер., 1875) и небольшой статьи «История близнецов как критерий относительной силы природы и воспитания» (1875). Первая положила начало генеалогическому методу, впервые показав более высокую, чем среднепопуляционная, частоту одаренных людей в некоторых семьях. Вторая — близнецовому, хотя строго научным этот метод стал только после того, как в 1924 г. немецкий ученый X. Сименс предложил исследовать не только монозиготных, но и дизиготных близнецов и нашел надежные способы диагностики зиготности.
Дальнейшая история П. тесно связана с успехами генетики количественных признаков, психологической диагностики, вариационной статистики. В последние годы психогенетические исследования все больше опираются на данные современной молекулярной генетики, психофизиологии, психологии развития. В России П. интенсивно развивалась в 20 — 30-е гг.: в Петрограде (Бюро по евгенике, занимавшееся г. о. семейными исследованиями) и в Москве (Медико-генетический институт, использовавший в основном метод близнецов). Эти исследования возглавляли крупнейшие российские генетики (Ю. Н. Филипченко, Н. К. Кольцов) и психологи (А. Р. Лурия). Однако вскоре из-за разгрома генетики и евгеники эти работы были прерваны на несколько десятилетий.
Предметом исследований в П. является соотношение и взаимодействие наследственности и среды в формировании межиндивидуальной вариантности психологических свойств человека — когнитивных процессов, темперамента, двигательных функций и т. д.
Наибольшее количество работ в П. посвящено генотип-средовым соотношениям и изменчивости интеллекта, отдельных познавательных функций и способностей, динамических характеристик психики, в частности относящихся к сфере темперамента; значительно меньше работ касается двигательных особенностей человека. В последние годы интенсивно формируются две новые отрасли П.: генетическая психофизиология и генетика индивидуального развития. Первая исследует наследственные и средовые детерминанты г. о. биоэлектрической активности мозга. Вторая — возрастную динамику генотип-средовых соотношений в изменчивости психических функций: роль наследственности и среды в обеспечении возрастной преемственности и стабильности, в индивидуальных траекториях развития и ряд других проблем.
Основные методы П.: популяционный, генеалогический, метод приемных детей и метод близнецов. Лучшая разрешающая способность — у двух последних. Метод приемных детей предполагает сопоставление сходства усыновленного ребенка с его биологическими и приемными родителями: с первыми ребенок имеет в среднем 50% общих генов, но не имеет общей среды; со вторыми, наоборот, имеет общую среду и никаких общих генов (если усыновители не родственники ребенка). Поэтому большое сходство ребенка с одними или другими родителями позволяет судить о влиянии генетических и средовых факторов на вариативность изучаемого признака. Метод близнецов основан на том, что монозиготные близнецы (неправильно называемые однояйцевыми) имеют идентичный набор генов, а дизиготные (разнояйцевые), как все родные братья и сестры (т. е. сиблинги — дети одних и тех же родителей), имеют в среднем только 50% одинаковых генов. Поэтому по признакам, вариативность которых существенно определяется наследственностью, внутрипарное сходство должно быть больше у монозиготных, чем у дизиготных, близнецов. При этом постулируется примерно одинаковое сходство и различие средовых условий. Один из вариантов этого метода — изучение разлученных монозиготных близнецов — является своеобразным «критическим экспериментом»: исследуются индивидуальные особенности людей, генетически одинаковых, но воспитывавшихся в разных средах. Однако наиболее надежные сведения о соотношении генетических и средовых компонент в вариативности психологических признаков дает объединение результатов, полученныл разными психогенетическими методами.
Различными психогенетическими, психометрическими и статистическими методами установлено наличие генетической дисперсии в вариативности интеллекта (диагностируемого тестами IQ) и «личностных» особенностей (г. о. динамических характеристик — активности, эмоциональности и т. д.), отдельных форм психопатологии и отклоняющихся вариантов развития, а также отдельных когнитивных способностей (напр., пространственных).
Имеющийся в П. эмпирический материал свидетельствует о том, что индивидуальные особенности психики в значительной мере определяются наследственностью, т. е. существует некоторая первичная, кодированная в генетическом аппарате человеческая индивидуальность. Однако крайне важно верно понять, что этот вывод реально означает. Во-первых, все данные П. говорят о причинах различий между людьми, и эти знания не могут быть перенесены на отдельного человека; они не отвечают на вопрос о том, почему конкретный человек в данное время имеет, напр., столько-то баллов интеллекта. Поскольку любой признак формируется во взаимодействии генотипа и среды, его наличная оценка может быть результатом преимущественного влияния любого из этих факторов. Во-вторых, соотношение генетических и средовых детерминант в вариативности любого психологического признака не фиксированная величина. Оно меняется в зависимости от многих причин, связанных с возрастными особенностями психики, с типом и структурой выполняемой деятельности, семантикой внешних стимулов и т. д. Наконец, когда речь идет о психических признаках (не дискретных, а «количественных»), «генетически заданное» не означает «неизменное». Даже признаки, в вариативности которых доля генетической дисперсии высока, могут меняться и меняться — как в ходе естественного развития, так и в результате специальных воздействий. Однако чем выше генетический контроль, тем более индивидуализирована (первично, исходно) данная функция. В педагогической практике это означает, что столь же индивидуализированной должна быть и среда, т. к. только в этом случае обеспечивается максимальная реализация генетически заданных возможностей.
Принято выделять общесемейную и индивидуальную среды. Общесемейная среда различна в различных семьях, но повышает сходство членов одной семьи (напр., стиль семейной социализации: авторитарный, демократический и т. д.). Индивидуальная среда, наоборот, различна у разных членов семьи и потому снижает их сходство. Она делится на систематическую и несистематическую. К первой относятся, напр., пол ребенка, очередность его рождения, отношения с другими членами семьи, внесемейные связи и т. д.; ко второй — болезни, случайные события и т. д. С возрастом соотношение генетических и двух средовых доминант, по-видимому, закономерно изменяется. Согласно некоторым данным, в детстве межиндивидуальная вариативность интеллекта определяется примерно в одинаковых долях наследственностью, общесемейной и индивидуальной средой, но начиная примерно с препубертатного возраста роль общесемейной среды резко падает, влияния же наследственности и индивидуальной среды растут. Такая дифференциация и статистическая оценка доли средовых дисперсий возможны только в рамках психогенетического исследования, и в этом их особая ценность.