ПСИХОДИАГНОСТИКА (от греч. psyche — душа и diagnosis — распознавание, определение) — наука и практика постановки психологического диагноза, т. е. выяснения наличия и степени выраженности у человека определенных психологических признаков. Объектом П. могут выступать навыки, умения, общие и специальные способности, особенности психических процессов, состояния, мотивы, потребности, интересы, черты личности и многое другое.
П. как научная дисциплина опирается на общепсихологическое знание диагностируемых свойств. Собственной методологической основой П. выступает психометрика — наука об измерении индивидуально-психологических различий. Психометрика разрабатывает технологию создания конкретных психодиагностических методик — тестов — и определяет методологию обеспечения научных требований к ним: надежности — внутренней согласованности частей теста и воспроизводимости результатов при повторном тестировании; валидности — отражения в результатах теста именно того свойства, для диагностики которого он предназначен; достоверности — защищенности теста от влияния на результаты стремления обследуемого изменить их в желательную для него сторону; наличия репрезентативных норм результатов массового обследования в популяции, на которую рассчитан тест, позволяющих оценить степень отклонения от средних значений любого индивидуального показателя. Психометрические требования в разной степени приложимы к разным группам тестов: в наибольшей степени — к объективным тестам и личностным опросникам; в наименьшей степени — к проективным техникам.
Предыстория П. как практики прослеживается с III тыс. до н. э., к которому относятся сведения о существовании в ряде стран (Древний Египет, Китай; позднее — Вьетнам, Древняя Греция) систем конкурсных испытаний для людей, претендующих на государственные должности или желающих приобщиться к религиозной мудрости. Собственно история П. как методологии разработки научно обоснованных компактных методов выявления индивидуальных (и на основе групповых) особенностей начинается с конца XIX в. Первые объективные психологические тесты для измерения определенных характеристик восприятия, памяти и др. были разработаны в 1884 — 1885 гг. Ф. Гальтоном, обследовавшим по ним (параллельно с рядом антропометрических измерений) многие тысячи людей. Работы Гальтона положили начало бурному развитию и широкому распространению тестов, направленных на П. отдельных элементарных психологических функций. Следующий этап развития П. приходится на начало XX в. и связан прежде всего с именем А. Бине, положившего начало разработке методов П. степени умственного развития и умственной отсталости, рассчитанных на различные возрастные группы. В русле этих исследований В. Штерном был предложен коэффициент умственного развития (IQ) как интегральная характеристика уровня развития обследуемых. Несмотря на постоянную критику самой идеи и методов измерения IQ, а также на изменение этих методов и способов подсчета IQ, П. интеллекта получила широкое распространение в различных отраслях практики и активно используется по сей день.
Одновременно возникают первые проективные техники — методы П. глубинных личностных структур, основанные на методическом принципе проекции, — метод свободных ассоциаций К. Юнга и тест Г. Роршаха (1921). Расцвет проективных методов приходится на конец 30-х — 40-е гг., когда в связи с широким распространением психотерапии и психологического консультирования разработка подобных методов стала особенно актуальной. Подавляющее большинство наиболее распространенных сегодня проективных техник было создано именно в этот период. Наконец, в 40 — 60-е гг. наступает период расцвета личностных опросников, первые образцы которых были созданы в 20-е гг.
В нашей стране, начиная с работ Г. И. Россолимо (1910-е гг.), проводилась большая работа по созданию и адаптации методов П. интеллектуального развития, распространение которых приняло в 20-х — начале 30-х гг. массовый и неконтролируемый характер. Распространенная практика некритического отношения непрофессионалов к результатам тестирования и скоропалительного вынесения на их основе административных решений послужила поводом для прекращения в СССР всех исследований в области П., а также ее практического применения (постановление ЦК ВКП(б) от 4 июля 1936 г.). Возвращение П. в советскую психологию произошло лишь в конце 60-х — начале 70-х гг.
П. как прикладная отрасль психологии включает в себя помимо методического обеспечения умение психодиагноста контактировать с обследуемым в различных психодиагностических ситуациях (ситуация клиента, экспертизы и др.); технологию регистрации результатов обследования, составления диагностического заключения по результатам обследования и предоставления клиенту обратной связи о результатах; а также профессионально-этические стандарты и требования к диагносту. Последние подразумевают профессиональную компетентность; ответственность за конфиденциальность и нераспространение психодиагностической информации, сохранение профессиональной тайны и ограничение доступа непрофессионалов к психодиагностическим методам; соблюдение принципа благополучия клиента (не навреди) и права клиента на получение информации о целях и основных результатах обследования; принцип психокоррекционного эффекта обратной связи, а также соответствие используемых методик целям обследования и психометрическим требованиям.