ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ — единство психических характеристик субъекта, обеспечивающее успешное начало обучения в школе. Различаются два вида П. г. к ш. о. — специальная и общая. В первом случае измеряются индивидуальные показатели преимущественно интеллектуального и сенсомоторного развития, которые сопоставляются с выявленными в широкомасштабных измерениях возрастными стандартами. Если значения индивидуальных показателей не ниже нижней границы, ребенок признается готовым к школьному обучению. В последние годы признается высокая вариативность региональных (групповых) стандартов и поэтому более разумным представляется сравнение индивидуальных показателей с «групповым стандартом». В качестве варианта показателей специальной готовности могут быть использованы показатели достижений по программам дошкольного обучения (напр., счет в пределах десяти, скорость чтения и т. п.). Недостаточная прогностическая валидность измерений специальной готовности заставила обратить внимание на общую личностную готовность, понимаемую как необходимый уровень общего психического развития, обусловленный полноценным развитием в дошкольном детстве. К показателям общей готовности относятся характеристики произвольности деятельности, сформированности общения со взрослым и сверстником, развитие правилосообразного поведения, готовность к деловому сотрудничеству с учителем, положительное отношение к школе, учению и т. д. Принцип оценки готовности остается тем же — сравнение индивидуальных показателей с возрастной нормой.
Примером теста «школьной зрелости» служит тест Керна — Йерасека, состоящий из трех субтекстов — рисунка человека (характеризующий уровень общего психического развития); срисовывания формальной схемы расположения точек (умение действовать по формальному правилу); списывания («срисовывание») предложения (представление о делении речи на слова и отдельные буквы). Показатели по субтекстам суммируются, и суммарный балл определяет уровень готовности (неготовности).
В последние годы возникло и развивается представление о гибкой системе школьного обучения, обеспечивающей профилактику возможных и коррекцию уже возникших трудностей и позволяющей снизить требования к готовности ребенка и создать условия для успешного обучения всех поступающих в школу детей. Именно по этому принципу строятся наиболее прогрессивные программы классов (групп) шестилетних детей.