ПСИХОЛОГИЯ АКТА — психологическая концепция австрийского философа Франца Брентано (1838 — 1917), выступившая альтернативой вундтовской программы построения психологии как самостоятельной науки («Психология с эмпирической точки зрения», 1874). Понимание сознания в П. восходит к Аристотелю, который дал «функциональное определение души»: у Брентано душа рассматривается как субстанциональный носитель духовных актов (среди которых выделяются акты представления, суждения и чувствования). Предметом эмпирического изучения в психологии должны быть духовные (психические) акты — как проявления души, а не душа и объекты сознания. Сущность психического акта Брентано видел, во-первых, в его направленности на объект (интенциональность) и, во-вторых, в его непосредственной самопереживаемости (эвидентность). Мы не только осознаем предмет, но и непосредственно знаем об этом сознании. Брентано призывал психологию изучать сознание не в его содержательном, а в процессуальном аспекте (напр., не видимый предмет как результат восприятия или ощущения зеленого, красного и т. п. цвета, а сам акт видения предмета или цвета; не представление, а «представливание» и т. п.). Содержания сознания Брентано считал не психическими, а физическими феноменами (в близком к Канту понимании).
Методом изучения так понимаемого сознания у Брентано был метод «внутреннего восприятия» актов в их единстве (целостности), который противопоставлял методу «внешнего восприятия» в науках физическом мире как методу расчленен» изучаемого на элементы.
П. а. оказала влияние на идеи Вюрцбургской школы, изучавшей процессуальную сторону мышления, и — шире — на немецкий функционализм, на метод феноменологического наблюдения в целостной психологии (гештальтпсихология) и особенно на феноменологию Э. Гуссерля.