ПСИХОТЕХНИКА — направление в психологии, разрабатывавшее вопросы применения знаний о психике человека к решению практических задач, г. о. в плане изучения проблем научной организации труда. Основными задачами П. являлись: профессиональный отбор и профессиональная консультация; рационализация трудовых приемов, техники и условий труда; пути снижения аварийности и травматизма; совершенствование методов производственного обучения.
Термин «П.» впервые встречается в работах немецких психологов В. Штерна (1903) и Г. Мюнстерберга (1910).
В СССР П. начала развиваться с основанием лаборатории промышленной психотехники Центрального института труда (ЦИТ), которую возглавил И. Н. Шпильрейн (1920). К концу 20-х гг. П. получила широкое распространение. Начиная с 30-х гг. исследования в области П. велись по рационализации трудовых приемов (в металлургической, машиностроительной, химической, обувной промышленности), организации производственного обучения, совершенствованию орудий труда, органов управления и др.
После принятия ЦК ВКП(б) постановления «О педологических извращениях в системе наркомпросов», в котором была подвергнута критике практика использования якобы ненаучных тестологических испытаний, широко распространенная и в П., психотехнические учреждения в СССР были ликвидированы.