ПАМЯТИ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ — преимущественное развитие одного из видов памяти, выделяемых в соответствии с характером и способом восприятия запоминаемого материала. Для многих людей характерно большее развитие одного из следующих типов памяти: вербальной, образной, эмоциональной или двигательной. Соответствующая преобладающему типу памяти информация лучше запоминается и восстанавливается. Внутри указанных основных типов памяти существуют отдельные подтипы (напр., память на лица, на числа и т. д.). Широко известны П. и. р., обусловленные способом (модальностью) восприятия информации. В этом случае лучше других запоминается один из следующих видов информации: зрительная, слуховая, тактильная и т. д. Напр., лица с более развитой зрительной памятью лучше запоминают вербальный материал, воспринимаемый визуально, а те, у кого лучше развита слуховая память, более легко запомнят тот же текст, если воспримут его на слух.
Одним из факторов, определяющих П. и. р., являються особенности функционирования нервной системы. Однако, в первую очередь и г. о., П. и. р. являются следствием различий в деятельности, осуществляемой людьми. Соответственно, наибольшего развития достигают те типы памяти, которые более часто используются человеком: математику легче запомнить абстрактные символы, художнику — образы и т. д.
Фактически память любого человека можно считать строго индивидуальной, неповторимой, поскольку она представляет собой отражение неповторимого «рисунка» деятельности конкретного индивида. Однако на данном этапе своего развития психологическая наука еще не может указать, в чем именно состоят особенности памяти того или иного человека. Исследование П. и. р. имеет важное значение как для определения общих закономерностей функционирования памяти человека, так и для познания резервов ее развития у того или иного человека.