ПОНИМАНИЕ — мысленное воспроизведение объективного процесса возникновения и формирования предмета целенаправленной деятельности и мышления. П. представляет собой необходимое условие и вместе с тем продукт общения и совместной деятельности людей. П. осуществляется в актах внутренней речи субъекта и раскрывает ему мотивы, цели и содержание обращенного к нему действия др. человека (поступка, речи, демонстрации или репрезентации предмета и т. п.).
Заметную роль в психологическом объяснении П. сыграли работы Л. С. Выготского. С его точки зрения, уже в исходном процессе превращения органической нужды новорожденного в человеческую потребность основную роль играет его общение со взрослыми. Только в содеятельности с иными овладевает ребенок первыми предметными средствами общения (криком, улыбкой, жестами и т. п.) как средствами обнаружения для другого своей нужды. Культурно-исторические средства общения (речевые — прежде всего) оказывается в этом процессе и коммуникативными средствами, «расщепляющими» повеленческий акт на:
Таким путем вступающий в жизнь человек приобретает рефлексивную способность отличать себя от своих же потребностей и их предметов, или, что то же самое, отличать свои потребности и их предметы от самого себя как способного относиться к ним «со стороны», применяя к ним общую меру совместного со взрослыми действия. Лежащее в основе П. целесообразное преобразование предмета потребности, а затем и любого предмета произвольного внимания возможно лишь в том случае, когда субъект способен отнестись к собственным действиям как к делу, на которое способны и др. люди, как к делу принципиально общему, совместному (хотя в данном случае он может совершить его и самостоятельно).
Всякое, в т. ч. и мысленное, преобразование предмета соотносится с общезначимым смыслом цели преобразования. Это выражается прежде всего в необходимости для субъекта репрезентировать для других (тем самым и для себя) операции и результат процесса преобразования. Объективное содержание и сущность предмета мысли раскрываются для других и понимаются самим субъектом только посредством такого его мысленного преобразования, в котором воспроизводится реальный процесс возникновения и формирования самого этого предмета.