Психологический словарь
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ — возникновение понимания речи и ее воспроизведение в раннем возрасте при общении со взрослыми, последующее обогащение словаря, грамматических и стилистических структур речи в дошкольном и школьном возрасте в процессе общения и под влиянием обучения. На первом году жизни ребенка происходит процесс его подготовки к овладению родным языком. Упражнение речевого аппарата ребенка начинается уже с первых дней жизни: крик, плач, гуление, далее постепенно переходящее в лепет. Во втором полугодии жизни появляется понимание речи. Ребенок начинает связывать отдельные звукосочетания с предметами. С 10 — 11 месяцев появляются первые реакции на сами слова вне зависимости от того, в какой более комплексный раздражитель они включены.

Первое понимание слов еще неоднозначно, одно и то же слово дети связывают с разными предметами. Фраза воспринимается как малорасчлененный комплекс и понимается лишь в определенной ситуации. В то же время у детей появляются первые произносимые ими слова или звукосочетания, имеющие предметную отнесенность. В процессе формирования новых потребностей и в общении с окружающими людьми ребенок постепенно овладевает все более правильным произношением слов. Сначала он произносит один-два слога из слова, при этом часто переставляет слоги, заменяет отдельные звуки другими. Процесс овладения правильным произнесением речевых звуков обычно завершается к 4, иногда к 5 годам. Накопление словаря у ребенка происходит на 2-м и 3-м годах жизни, причем значения слов становятся все более определенными. К полутора годам ребенок владеет обычно 30 — 40 словами, к концу 2-го года — 300 словами, а к 3-м годам — примерно 1000 словами. К началу 3-го года жизни начинает формироваться грамматический строй речи. Примитивные предложения, в которых слова стоят рядом без согласования («мама пить моко, мика»), постепенно заменяются грамматически более правильными. Приблизительно к 2 годам дети практически уже владеют единственным и множественным числом существительных и некоторыми падежными окончаниями, а также отдельными временами и лицами глаголов.

В дошкольном возрасте (от 3 до 7 лет) продолжается расширение словарного запаса. К 7 годам дети используют активно в речи до 3000 — 4000 слов. В этом возрасте дети склонны к словесным новообразованиям, которые создаются по аналогии с др. известными им словами (напр., дождь «налужил»). К концу дошкольного возраста дети владеют практически уже почти всеми законами словообразования и словоизменения. Овладение грамматическим строем речи происходит в единстве с развитием мышления. Дети переходят ко все более сложным формам высказывания,выражая причинно-следственные и целевые отношения между предметами и действующими лицами. Появляются зачатки связной, контекстной речи, однако речь дошкольника, как правило, ситуативна, изобилует указательными местоимениями, в речи много нарушений связности.

В школьном возрасте ребенок переходит к сознательному овладению речью в процессе обучения. Усвоение письменной речи основывается на расчленении ребенком речевых высказываний на ее единицы: слова, слоги, отдельные речевые звуки — и на установлении связей между звуками и буквами, что предполагает достаточное развитие речевого слуха.

Овладение чтением и письмом открывает большие возможности для дальнейшего развития лексической, грамматической и стилистической сторон как устной, так и письменной речи.


Используются технологии uCoz