Психологический словарь
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

СЕКСОЛОГИЯ (от лат. sexus — пол и греч. logos — слово, наука) — область научных знаний о биологических, психических и социальных аспектах половых взаимоотношений людей. Статус науки С. приобрела в середине XX в., после ряда важных открытий в естественных и социальных науках и преодоления сопротивления христианской церкви, традиционно трактовавшей сексуальное поведение как уступку греховному телу, извинительную лишь необходимостью продолжения рода. Термин «С.» введен в 1907 г. И. Блохом. Современная С. представляет собой комплексную научную дисциплину, которая подразделяется на три относительно независимых (границы вполне проницаемы и условны) направления со своими понятийными и методическими аппаратами — биолого-медицинское, психологическое и социально-историческое.

Важную роль в формировании С. сыграли теории XIX в., рассматривавшие половое поведение как проявление универсальных биологических законов и синтезировавшие естественнонаучные знания и морально-этические воззрения. Утверждалось, что функции сексуальности (присущей лишь мужской половине человечества) ограничиваются воспроизводством; что половое воздержание полезно для здоровья; что онанизм представляет собой болезнь и нравственный порок, чреватый тяжелыми последствиями (в частности, безумием). Первыми весомый вклад в С. сделали медики: венские психиатры Зигмунд Фрейд (1856 — 1939) и Рихард фон Крафт-Эбинг (1840 — 1902), введший понятия садизма и мазохизма, германский психиатр Альберт Молль (1862 — 1939), германский дерматолог и венеролог Иван Блох (1872 — 1922), английский врач и публицист Генри Хэвлок Эллис (1859 — 1939), швейцарский психиатр и невропатолог Огюст Форель (1848 — 1931) и др. Несмотря на особый статус, облегчающий врачу соприкосновение с интимными сферами жизни пациента, пионерам С. приходилось с трудом преодолевать табуированность темы. Развитие в XIX в. этнографии способствовало получению обширного материала о брачно-семейных отношениях у различных народов, что в определенной степени расшатало сложившиеся стереотипы. На рубеже веков в работах Блоха, Молля, Фореля, Эллиса, Гиршфельда и др. была предпринята попытка синтезировать медико-биологические и культурно-исторические знания. Тогда же начала складываться практика массовых сексологических опросов. Примером может служить опрос биологом Альфредом Кинзи (1894 — 1956) 12 тыс. здоровых взрослых американцев обоего пола, давший статистически значимую картину сексуальных установок и поведения (1921). Первый научный центр, Институт сексологии, основанный в Германии Магнусом Гиршфельдом в 1919 г., функционировал до его разгрома нацистами в 1933 г.

Психологическое направление С. обязано своим появлением 3. Фрейду, сыгравшему роль фасилитатора, его теории бессознательного, одним из краеугольных камней которой была идея о сублимированных и вытесненных сексуальных влечениях, в т. ч. их экстрагенитальных форм. Но сведение всего направления к концепции Фрейда — неправомерное сужение. Сейчас оно охватывает множество проблем, связанных с индивидуальными и групповыми (напр., половыми, возрастными) особенностями сексуального поведения, — сексуальную ориентацию, тип сексуального объекта, способы общения с сексуальным партнером и сексуального удовлетворения, символизацию сексуального поведения. Особенности половой жизни индивида зависят не только от степени осознания потребности в ней, но и от ее личностного смысла (быть средством получения чувственных, эмоциональных удовольствий, средством самоутверждения, деторождения и т. д.).

Очевидно, что взгляды на психологическую природу сексуальности определяются приверженностью той или иной общепсихологической концепции. Многие исследователи исходят из того, что сексуальное поведение зависит от:

  1. общепсихологических свойств (типа личности, темперамента, характера, эмоциональности, иерархии мотивов, ценностных ориентации, коммуникативных качеств, способов самоутверждения, силы и длительности привязанностей, самоуважения и др.);
  2. микро- и макросоциума, в значительной степени детерминирующих половое воспитание, психосексуальную идентификацию.

Особое место принадлежит возрастной психологии, изучающей закономерности, особенности и динамику психосексуального развития на разных стадиях жизненного пути, этапы и движущие силы психосексуальной идентификации, психические закономерности подростковой и юношеской сексуальности. Значим вклад в С. клинической и дифференциальной психологии.


Используются технологии uCoz