Психологический словарь
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

СЕНСОМОТОРНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ. Согласно взглядам Ж. Пиаже — стадия развития интеллекта, возникающая в период до интенсивного овладения речью (от рождения до 2 лет) на основе координации восприятия и движения.

Ж. Пиаже наметил шесть стадий сенсомоторного развития интеллекта:

  1. упражнение рефлексов (от 0 до 1 мес);
  2. первые навыки и первичные круговые реакции (от 1 до 4 — 6 мес);
  3. координация зрения и хватания и вторичные круговые реакции; впервые намечается дифференцировка цели (изменение во внешнем окружении) и средств для ее достижения (собственное действие): это начало возникновения собственно интеллекта (от 4 — 6 до 8 — 9 мес);
  4. стадия «практического» интеллекта — цель заранее указана ребенку, а средства, выступающие в качестве орудия для ее достижения, заимствуются из прошлого опыта (так, ребенок может взять руку взрослого и двигать ее в направлении интересующего предмета или, схватив палку, достать ею отдаленную игрушку) (от 8 до 11 мес);
  5. третичные круговые реакции и поиск новых средств для достижения цели, которые ребенок находит посредством внешних материальных проб. Ребенка не удовлетворяет простое воспроизведение движений, которые привели его к интересному результату; поэтому он их намеренно изменяет, чтобы изучить результаты этих изменений; так открываются новые средства для достижения цели (от 11 — 12 до 18 мес);
  6. новые средства решения задачи ребенок может найти путем интериоризированных комбинаций схем действия, которые ведут к внезапному озарению или инсайту (от 18 до 24 мес).

Т. о., одним из критериев интеллекта, согласно Ж. Пиаже, является дифференцировка ребенком цели и средств для ее достижения. Ж. Пиаже считает поэтому, что инсайт, как существенный признак интеллекта (В. Кёлер, К. Бюлер), очень узок, а признак проб и выдвигаемых ребенком гипотез в отношении новых условий действия (Э. Клапаред) слишком широк.

По своей структуре С. и. представляет собой систему последовательно связанных схем действия субъекта, которая приводит к определенной логике действия.

Благодаря С. и. у ребенка возникает представление о неизменном (постоянном) объекте, объективном пространстве, времени, причинности; ребенок начинает рассматривать себя в качестве объекта среди других в мире, который существует объективно.

Для перехода от С. и. к мышлению в собственном смысле слова необходима интериоризация схем действия в подвижные, обратимые умственные действия (группировка операций) и межиндивидуальная координация этих операций, обеспечивающая реципрокность точек зрения и соответствие между элементами операции и их результатом.

В основе С. и. лежит стремление ребенка к достижению практически преследуемой цели, а не к постижению и обоснованию истины. Ребенок преимущественно имеет дело с объектами, их перцептивными указателями и моторными сигналами, а не со знаками, символами и схемами, относящимися к объектам. Этот интеллект, как полагает Ж. Пиаже, — явление индивидуальное; здесь не происходит социализации интеллекта, предполагающей использование знаков.

Критический анализ концепции Ж. Пиаже, проведенный Л. С. Выготским, А. Н. Леонтьевым, П. Я. Гальпериным, Д. Б. Элькониным, показывает несостоятельность подхода к детской психике, рассматривающего развитие согласно схеме взаимодействия «ребенок — предмет». Пиаже, по их мнению, не учитывает того факта, что ребенок с самых первых дней своей жизни — социальное существо, и поэтому развитие его интеллекта происходит по схеме не «ребенок — предмет», а «ребенок — взрослый — предмет» и зависит от общения с окружающими людьми; организация самой предметной деятельности ребенка направляется взрослым.


Используются технологии uCoz