СОЗНАНИЕ — свойственный человеку способ отношения к объективной действительности, опосредствованный всеобщими формами общественно-исторической деятельности людей. Сознание — это отношение к миру со знанием его объективных закономерностей. Как философская категория С. обозначает субъективную форму (целесообразность) человеческой жизнедеятельности, в отличие от ее объективного содержания (ее материальных условий, предметов и средств). С. — высшая форма психики.
Человеческое бытие и есть не что иное, как способ целесообразного, деятельного отношения к объективному миру, т. е. оно есть осознанное бытие. Реальный процесс человеческой жизни — это совместно осуществляемый труд. Онтогенетически этот процесс складывается по крайней мере из двух этапов: совместной деятельности взрослых, обеспечивающей первоначальное включение нового человека в общение, развивающее его фундаментальные человеческие способности и готовящее его к самостоятельному целенаправленному участию в общем труде, затем — его собственного труда, т. е. его целесообразной деятельности по воспроизводству и совершенствованию форм, способов и средств общественного труда, одновременно обеспечивающей собственно человеческое развитие новых его участников.
Жизнедеятельность человека всегда есть совместная, т. е. разделенная с другими, деятельность. Включение во все фундаментальные действия каждого из нас образа деятельности другого как условия и прообраза (образца, эталона) отстранняет от нас (и — одновременно — остраняет: делает «странными», проблемными) наши же собственные способности и усилия. Человек начинает относиться к себе, отличая себя от своей собственной жизнедеятельности, от ее способов, средств, предметов и от самого процесса ее осуществления. Он отличает себя как потенциально способного овладеть любыми способами, средствами, предметами и процессами совместной деятельности. Тем самым человек предстает перед самим собой в качестве силы, находящейся вовне или даже предшествующей любому способу совместной деятельности. Отличение себя от своей собственной жизнедеятельности есть непременное условие формирования всех собственно человеческих потребностей и способностей, в т. ч. и способности к целесообразному (осознанному) поведению.
Характерный только для человека, опосредствованный отношением к своей собственной жизнедеятельности способ его отношения к миру не определяется видоспецифическими особенностями морфофизиологической организации человека, осваивается на ее основе каждым из нас онтогенетически в общении с другими людьми. А формы деятельностного общения, его способы и средства общи всем вступающим в него индивидам, и их общая значимость для каждого становится тем «масштабом» или той «мерой», которой индивид измеряет и оценивает собственное жизне-действие. В совместно разделенной деятельности оно значит что-то для другого и только поэтому — и для него самого. Значимый для всех образ действия (со-действия) — это и субъективный образ предмета, на который данное действие направлено; это и чувственно-предметное отражение его объективной роли в общественной жизнедеятельности человека. И именно на основе всеобщего значения предметных образов действительности человек способен корректировать сам свою жизнедеятельность, предваряя ее осуществление общественно значимым образом того ее результата, который разрешил бы противоречия реальных условий его, человека, жизни.
Следовательно, деятельность человека постольку целесообразна и целенаправленна, поскольку ее средства и способы мотивируются заранее поставленной целью. Цель — это идеально представляемый результат деятельности, требующий для своего осуществления изменения объективных обстоятельств, разрешения противоречий в самих материальных условиях бытия, в процессе достижения которых удовлетворяются и образуются новые потребности человека. Иными словами, идеальное представление о будущем, предшествующее каждому отдельному виду деятельности и мотивирующее ее, формируется на основе общих всем значений предметов, средств и способов деятельности, в которых отражено и выражено знание закономерностей объективного мира. Именно знание опосредствует отношение человека к действительности. Деятельность со знаемыми предметами объединяет и преобразует всю сферу живого, чувственно-эмоционального отношения субъекта к объективным условиям его бытия, проявляя и осуществляя себя в таких своих формах, как воображение, целенаправленное внимание, воля, эстетические эмоции и др. Единство и целостность всех психических функций, возникающих на основе целеобразующей деятельности мышления, определяет способ целесообразного отношения человека к действительности. С. — это отношение к миру со знанием его собственных объективных свойств и возможностей.
Не все психические образования (напр., потребности, способности, эмоции и даже сами знания) в каждый данный момент непосредственно участвуют в осознании предмета, на который направлено внимание человека. Но и они могут оказывать при этом иногда весьма сильное влияние на мотивацию и направление осознанной деятельности. «Сознательное отражение, в отличие от психического отражения, свойственного животным, — это отражение предметной действительности в ее отделенности от наличных отношений к субъекта, т. е. отражение, выделяющее ее объективные устойчивые свойства» [Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М, 1981, с. 272].
С., впитав в себя исторический опыт, знания и методы мышления, выработанные предшествующей историей, осваивает действительность идеально, ставя при этом новые цели, задачи, создавая проекты будущих орудий, направляя всю практическую деятельность человека. С. формируется в деятельности, чтобы, в свою очередь, влиять на эту деятельность, определяя и регулируя ее. Практически осуществляя свои творческие замыслы, люди преобразуют природу, общество, а тем самым и самих себя.