СУЩНОСТЬ И ЯВЛЕНИЕ — универсальные объективные характеристики предметного мира, его познания и практической деятельности людей. Сущность составляет внутреннее содержание предмета, проявляющееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия; явление — то или иное выражение предмета, внешние, непосредственно представленные и эмпирически констатируемые формы его существования. В процессе познания С. и я. выступают как ступени постижения и понимания объектов мыслительной деятельности, их отражения в целостном виде. В мышлении категориями С. и я. выражается переход от отражения многообразия неличных форм бытия предмета к единству и целостности его внутреннего содержания. Постижение сущности предмета составляет задачу не только науки, но и многих современных видов деятельности, напр., в ситуациях организации и управления состоянием сложных систем.
Хотя категории С. и я. были выделены и разделены еще в античный период, представление об их содержании прошло значительный путь исторического развития и определения. Согласно Демокриту, сущность («идея» ) вещи составляет порядок (образ, форму) сцепления атомов в некоторое единство, но сцепления случайные, не раскрывающие характера целостности вещи. По Платону, сущность, наоборот, не сводится к совокупности конкретных явлений, а имеет сверхчувственный и даже нематериальный характер. Аристотелем представление о сущности вновь связывается с единичными вещами, и вместе с тем сущность не выводится из «материи». Отделение ее от явления становится особенно значительным в схоластике, так как носителем сущности считается Бог, а явление связывается с земным существованием. В Новое время противопоставление С. и я. переносится в сферу познавательных действий человека. И. Кант считал возможным познание лишь явлений, к которым он относил не объективное выражение сущности, а только вызванные ею субъективные представления. Гегель диалектически понимает С. и я. и устраняет их противопоставление. Явление определяется им как чувственно-конкретное выражение сущности, а сущность представлена являющейся. Несмотря на это, в XX в. в западной философии противопоставление С. я. все-таки сохраняется. Лишь в работав К. Маркса и Ф. Энгельса снимается эт противопоставление, а внешние явления неразрывно связываются с внутренней структурой предмета, его единым внутренним содержанием, которое выражает его сущность. Но в единстве С. и я. выделены противоречия, которые создаются богатством и динамичностью изменений явлений, ограниченностью и устойчивостью внутреннего содержания сущности. Разрешение этих противоречий достигается познавательными действиями разных видов мышления.