САМОСОЗНАНИЕ — осознанное отношение человека к своим потребностям и способностям, влечениям и мотивам поведения, переживаниям и мыслям. С. выражается также и в эмоционально-смысловой оценке своих субъективных возможностей, выступающей в качестве основания целесообразных действий и поступков.
В основе С. — способность человека отличать себя от своей собственной жизнедеятельности, возникающая в общении при формировании первичных (фундаментальных) способов человеческой жизнедеятельности. Отношение к своему бытию, опосредствованное совместной (в общении осуществляемой) деятельностью, способствует формированию определенного представления о себе самом как о способном на общественно значимые поступки и действия. Представления о себе (субъективный образ своего Я складывается под влиянием оценочного отношения других людей при соотнесении мотивов, целей и результатов своих поступков и действий с канонами и социальными нормами поведения, принятыми в обществе. «Образ Я» — непременное условие каждого акта целеполагания. Представление о цели и путях ее достижения есть одновременно и представление о своих будущих действиях, о формирующихся в этих действиях способностях — о себе, уже добившемся своей цели, так или иначе изменившемся. При этом человек может и завышать, и занижать свои возможности; в первом случае он относит себя к тем, кто обладает нужными и престижными способностями, во втором — к тем, у которых этих способностей нет.
В психологической литературе о С. иногда говорится как о высшей форме развития сознания. Однако и сознание человека (т. е. его отношение к миру с знанием) невозможно без отличения себя от своей жизнедеятельности, без эмоционально-смысловой оценки своих возможностей — без отношения к себе как к субъекту общественно значимой деятельности, в процессе которой каждый человек может сам изменять и развивать свои способности, самого себя. Поэтому С. не только результат, но и предпосылка развития самосознания.