ТЕОРИЯ ПРОТОТИПА (в когни тивной психологии) — концепция распознавания стимула путем соотнесения его с хранящимся в памяти прототипом — абстрактной репрезентацией некоторого набора стимулов, воплощающей в себе множество сходных форм одного и того же паттерна. Главные направления исследований: формирование прототипов (процессы абстрагирования зрительной информации); классификация новых паттернов (отнесение их к сформированному прототипу). Согласно модели центральной тенденции, прототип представляет собой нечто среднее из всех конкретных экземпляров или — в математических терминах — точку в гипотетическом многомерном пространстве, в которой пересекаются средние расстояния от всех признаков. Согласно модели частоты признаков, прототип отражает моду или наиболее часто встречающееся сочетание признаков; это «лучший экземпляр» из некоторого набора стимулов.