ТЕСТ (от англ. test — испытание, исследование) — стандартизированная методика психологического измерения, предназначенная для диагностики выраженности у индивида и психических свойств или состояний при решении практических задач. Психологическое измерение нормируется в величинах межиндивидуальных различий. Т. представляет собой серию относительно кратких испытаний (задач, вопросов, ситуаций и пр.). Результаты выполнения тестовых заданий являются индикаторами психических свойств или состояний.
Т. разделяются на два основных типа:
Психологические Т. классифицируются по различным основаниям. По предмету диагностики выделяют Т. интеллекта, Т. способностей, личностные и социально-психологические Т.; а по способу реализации — манипулятивные Т., Т. «карандаш — бумага», аппаратурные, ситуационно-поведенческие, компьютерные Т. Различаются аналитические Т. и тестовые батареи, индивидуальные и групповые Т. По цели применения выделяют Т. готовности к школе, клинические Т., Т. профотбора и пр. По психометрическим основаниям Т. делятся на те, в основе которых лежат шкалы индивидуальных различий, и на критериально-ориентированные Т.
Разработка Т. включает проверку его на валидность, надежность, однородность, дифференцирующую силу, достоверность и прогностичность. Т. подвергаются стандартизации. Тестовые шкалы основаны на статистической обработке результатов обследования больших выборок. Различаются три вида интерпретации тестового результата: соотнесение «сырого балла» со стандартными нормами, характеризующими внутригрупповой разброс результатов; интерпретация индивидуального профиля результатов выполнения отдельных субтестов; качественный портрет личности на основе применения диагностической экспертной системы.
Понятие «Т.» ввел американский психолог Джеймс Кеттел в конце XIX в., но распространение тестовый метод получил лишь в первой половине XX в. благодаря работам француза А. Бине, американца Л. М. Термена, россиянина Г. И. Россоли-мо и др. Первым широко используемым Т. стала шкала Бине — Симона (Бине — Симона тест, созданная в 1905 г. для диагностики уровня умственного развития детей и выявления неспособных к обучению в массовой школе. В настоящее время психологами разработано несколько тысяч Т. и тестовых батарей. Со временем Т. устаревает, т. к. изменяется культура общества, уровень образования населения, возникает т. н. тестовая искушенность, что требует пересмотра содержания тестовых заданий. Не существует Т., свободных от культуры, поэтому любой зарубежный Т. нуждается в ревалидизации.
Применение Т. всегда является этапом решения исследовательской или практической задачи, совместной деятельностью психодиагноста и клиента. Важное значение имеет соблюдение техники психологического тестирования.
Т. и компьютерные психодиагностические системы подлежат сертификации. Широкое применение Т. в образовании, при профотборе, в клинике должно сопровождаться повышением качества подготовки психо диагностов.