Психологический словарь
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

УМСТВЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ — разнообразные действия человека, выполняемые во внутреннем плане сознания без опоры на какие бы то ни было внешние средства, включая внешнюю, слышимую речь, что отличает У. д. от других видов человеческих действий (перцептивных, речевых, физических). У. д. могут быть направлены на решение как познавательных (мыслительных, мнестических), так и эмоциональных задач. Опираясь на фундаментальные положения Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна о связи внешней и внутренней форм (в т. ч. и умственной), П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин широко исследовали У. д. в контексте анализа различных проблем общей, возрастной и педагогической психологии.

Наиболее детально проблема У. д. разрабатывается в выдвинутой П. Я. Гальпериным теории планомерного (поэтапного) формирования У. д. Показано, что всякое человеческое действие (в т. ч. и У. д.) состоит из двух частей — ориентировочной и исполнительной. Сведение У. д. лишь к его исполнительной части, к тем или иным предметным преобразованиям ведет к утере психологического содержания У. д. Выделяется 6 основных этапов формирования У. д., в ходе которых происходят: интерио-ризация, обобщение, сокращение и другие существенные изменения действия (I — формирование мотивационной основы действия, II — формирование схемы ориентировочной основы действия, III — становление материальной (материализованной) основы действия, IV — формирование действия в громкой речи, V — действия во внешней речи про себя, VI — действия в умственном плане). Прослеживание последовательных изменений, происходящих при переходе с этапа на этап, позволяет объяснить генезис и свойства конкретных психических явлений как результат сложных преобразований предметных действий.


Используются технологии uCoz