АППЕРЦЕПЦИЯ ( от лат. ad — к и perceptio — воспринимаю) — свойство психики человека, выражающее зависимость восприятия предметов и явлений от предшествующего опыта данного субъекта, от общего содержания, направленности и др. личностных особенностей его психической деятельности.
Термин «А.» ввел в науку Г. Лейбниц. Он впервые разделил перцепцию и А., понимая под первой ступень примитивной, смутной презентации какого-либо содержания («многого в едином»), а под А. — ступень ясного и отчетливого, осознанного видения душой этого воспринятого ею содержания и овладения последним. А., по Лейбницу, включает память и внимание и является необходимым условием высшего познания и самосознания. После Г. Лейбница понятие А. развивалось в основном в русле немецкой философии (И. Кант, И. Гербарт, В. Вундт и др.). При всех различиях в понимании А. представители идеалистической философии и психологии считают ее проявлением имманентно развивающейся внутренней спонтанной активности души и источником единого потока сознания. И. Кант, не ограничивая А., подобно Г. Лейбницу, высшей ступенью познания, считал, что А. обусловливает сочетание представлений, и различал эмпирическую и трансцендентальную А. И. Гербарт ввел понятие А. в педагогику, истолковывая ее как осознание воспринимаемого субъектами нового материала под влиянием запаса представлений — предыдущих знаний и опыта, названных им апперцептивной массой. В. Вундт, превративший А. в универсальный объяснительный принцип, считал, что она является началом всей психической жизни человека, «особой психической причинностью, внутренней психической силой», детерминирующей поведение личности.
Представители гешталътпсихологии сводили А. к структурной целостности восприятия, зависящей от первичных структур, возникающих и меняющихся по своим внутренним закономерностям.