ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — направление в психологии США конца XIX — начала XX в., объявившее предметом психологического исследования функции психических процессов, сознания в поведении, в приспособлении к среде, к практическим ситуациям. Корни Ф. п. уходят в эволюционное учение Г. Спенсера и Ч. Дарвина. На формирование Ф. п. оказали влияние идеи У.Джемса о биологической полезности психики, о сознании как психической функции, имеющей жизненную ценность.
Начало Ф. п. положила статья Д. Дьюи «Понятие рефлекторной дуги в психологии» (1896), в которой подчеркивалось органичное единство сенсорных, центральных и моторных звеньев рефлекторного акта, осуществляющего приспособление индивида к среде.
Наиболее последовательное выражение Ф. п. получила в работах психологов Чикагской (Г. Лэдд, Д. Энджелл, Г. Карр, Дж. Г. Мид) и Колумбийской (Р. Вудвортс) школ.
В противоположность структурной психологии (Я Вундт, Э. Титчеиер), задачей которой было изучение структуры и элементов сознания, Ф. п. требует рассмотрения сознания со стороны его функции в поведении как инструмента, с помощью которого организм приспосабливается к окружению. Психические функции рассматриваются в связи с организмом и его потребностями, с одной стороны, и со средой, на которую направлено поведение, — с другой. Ф. п. подчеркивает необходимость рассматривать целостный организм в единстве разума и тела, физиологического и психического, но не может преодолеть интроспективного понимания сознания. Практическая направленность Ф. п. способствовала развитию прикладных областей психологии — педагогической, медицинской, инженерной. Оказавшись неспособной вскрыть детерминацию самой психики и выработать новые способы изучения сознания, Ф. п. к началу 20-х гг. распалась. В Европе близкими к Ф. п. были представления Э. Клапареда (Швейцария) и Н. Н. Ланге (Россия).