Психологический словарь
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

ВОСПРИЯТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ — одна из высших психических функций человека. В. у р. служит внутренней психической стороной такого вида речевой деятельности, как слушание (аудипование). Будучи «опосредствованным по своему строению и социальным по своему генезу» (А. Р. Лурия), В. у. р. является смысловым, т. к. «нормально включает акт понимания, осмысления» (С.Л. Рубинштейн).

Речевое восприятие — неоднородный процесс. В этом процессе с генетической и функциональной точек зрения могут быть выделены уровни различения и узнавания (Н. И. Жинкин). С точки зрения характера «обработки» речевого сигнала выделяются сенсорный, перцептивный и смысловой уровни восприятия. Так, в процессе восприятия устного речевого сообщения на сенсорном уровне осуществляется акустический анализ и выделение звуков в составе слова, которое узнается на перцептивном уровне восприятия. На смысловом уровне устанавливается смысл предложения и всего сообщения в целом.

С точки зрения сформированности самого процесса смыслового восприятия оно может быть сукцессивным (развернутым) и симультанным. Так, в ходе формирования слушания как вида речевой деятельности на родном и затем во время обучения на иностранном языке восприятие характеризуется сукцессивностью, тогда как при сформированности этих видов речевой деятельности восприятие симультанно.

Восприятие речевого сообщения включает в себя процесс вероятностного прогнозирования. Слушатель воспринимает речевое сообщение начиная с предположения о сигнале на входе. Речевое восприятие может характеризоваться разной глубиной и уровнем прогнозирования, как хода развития мысли, так и появления наиболее вероятного для данного контекста слова.

Смысловое восприятие речевого сообщения обусловливается целым рядом факторов, и прежде всего включенностью в активную деятельность человека. Обусловливаясь системой языка, речевое восприятие зависит также и от характера самого речевого сообщения (логико-смысловой структуры речи, длины и глубины фраз, коммуникативной насыщенности речи и т.д.).

Смысловое восприятие обусловливается также и индивидуально-личностными особенностями слушающего или читающего (такими, напр., как особенности мышления: гибкость, продуктивность и т. д.; памяти: ее объем, тип и т. д.; направленность личности, характер установки и т. д.).


Используются технологии uCoz