ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ — один из процессов памяти, при котором актуализируются известные по прошлому опыту мысли, образы, чувства, движения. В отличие от узнавания В. осуществляется в отсутствие объектов, вызвавших когда-то соответствующие следы памяти.
Различается В. непроизвольное и произвольное. В первом случае прошлые впечатления вспоминаются без специальной задачи на их актуализацию. Они всплывают в памяти обычно по ассоциации с наличными мыслями, образами, переживаниями и действиями. Произвольное В. происходит в связи с сознательной установкой на актуализацию определенных следов памяти.
В. может осуществляться прямым и непрямым способами. При первом способе В. происходит как непосредственный ответ на возникшую мнемическую задачу без опосредствующих звеньев. Непроизвольное В. представляет собой более или менее развернутый процесс, включающий в себя различные промежуточные звенья. Если в процессе такого В. встречаются затруднения, то оно может перейти в припоминание, протекающее как активный волевой и мыслительный процесс, выступающий в виде развернутой умственной деятельности, в ходе которой человек сознательно отыскивает необходимые промежуточные звенья, производит их оценку и отбор, рассуждает и умозаключает.
Существенной особенностью В. является его избирательный характер. Это проявляется уже в процессе непроизвольного В., т. к. оно осуществляется в связи с потребностями человека, направлением его деятельности, наличными переживаниями. Особенно четкой избирательностью характеризуется произвольное В. В зависимости от задачи человек не только определяет то, что нужно вспомнить, но и стремится воспроизвести требуемое более полно или, наоборот, выборочно, в прежней или иной последовательности. В. почти никогда не является фотографически точной передачей воспринятого. Оно обычно связано с большей или меньшей перестройкой последнего, которая зависит от того, каковы задачи деятельности, как человек понимает, помнит и переживает воспроизводимое.
Большой интерес представляет вопрос о готовности памяти к В., которая выражается в способности к быстрой и точной актуализации следов памяти, требуемых задачами деятельности. Степень готовности к В. зависит в значительной мере от того, как осуществляется запоминание. Важное значение имеет специальная установка на своевременное В.
Непосредственное В. (В. сразу после восприятия запоминаемого материала) не всегда оказывается продуктивнее отсроченного В. В ряде случаев отмечается явление т.н. реминисценции (В. материала, который субъект не мог воспроизвести прежде). Одним из условий, затрудняющих В., является интерференция следов памяти.
Существуют многочисленные экспериментальные методы исследования памяти, в основе которых лежит В. Большой вклад в разработку этих методов внес немецкий психолог конца XIX в. Г. Эббингауз. Им предложены такие способы исследования памяти, как метод заучивания (метод последовательных воспроизведений), метод антиципации, метод сбережения. В настоящее время кроме перечисленных распространенными являются такие методы, как свободное В., упорядоченное В., метод Броуна — Петерсона (В. нескольких элементов материала после отсрочки, заполненной интерферирующей задачей) и некоторые др.