ГИПЕРАКТИВНОСТЬ ДЕТСКАЯ. Синонимы: синдром дефицита внимания с гиперактивностью, гипердинамический синдром. Г. у детей проявляется несвойственными для нормального, соответствующего возрасту, развития ребенка невнимательностью, отвлекаемостью, импульсивностью и гиперактивностью. Г. Вейс (1991) считает наиболее характерными следующие нарушения при Г. д.: неуместную избыточную активность, дефекты концентрации внимания, импульсивность в социальном поведении и интеллектуальной деятельности, проблемы во взаимоотношениях с окружающими, нарушения поведения, трудности обучения, слабую успеваемость в школе, низкую самооценку. При этом общий уровень интеллектуального развития таких детей соответствует норме. Первые появления Г. д. наблюдаются в возрасте до 7 лет. Распространенность Г. д. среди школьников составляет 3 — 5%, причем среди мальчиков она встречается в 4 — 9 раз чаще, чем среди девочек.
Современная концепция Г. д. была сформулирована на основе представлений о минимальных мозговых дисфункциях. Термин «минимальные мозговые дисфункции» стал широко применяться в 60-х гг. XX в. по отношению к детям без выраженных интеллектуальных нарушений, но с различными легкими расстройствами поведения и обучения вследствие биологически обусловленной недостаточности функций Ц. н. с., чаще резидуально-органической природы. Однако в дальнейшем стало очевидным, что эти дисфункции нельзя рассматривать в качестве единой диагностической формы в связи с широким многообразием их проявлений и причинных факторов. Поэтому в 80-е гг. как одну из самостоятельных их форм выделили Г. д. Большое влияние на развитие представлений о Г. д. оказали работы В. Дугласа, в которых было показано, что основной дефект у этих больных связан с недостаточностью механизмов регуляции активного внимания и тормозящего контроля.
Причины Г. д. остаются недостаточно выясненными. Наличие факторов органического поражения Ц. н. с. (пре- и перинатальной патологии, нейроинфекции, интоксикации, черепно-мозговой травмы)
удается обнаружить не у всех больных. Установлено, что важная роль в развитии Г. д. принадлежит генетическим факторам. По-видимому, как различные неблагоприятные внешние воздействия на развивающийся мозг, так и генетические механизмы могут обусловливать дисфункции нейромедиаторных систем мозга.
В ходе диагностической и коррекционной работы с гиперактивными детьми необходимо учитывать то, что Г. д. может иметь внешнее сходство с целым рядом иных состояний: реакциями на психотравмирующие ситуации, неврозами, астеноневротическим синдромом при заболеваниях внутренних органов, психопатиями, гипоманией, задержками психического развития, аутизмом, шизофренией и др. г д. необходимо разграничивать также с нормальной, свойственной детскому возоасту повышенной двигательной активностью, а также индивидуальными особенностями темперамента ребенка.