Психологический словарь
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ОПОСРЕДСТВОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ТЕОРИЯ — социально-психологическая теория коллектива, разработанная А. В. Петровским. В Д. о. м. о. т. принцип деятельности, образующий центральное звено общепсихологического понимания человека, распространен на область социально-психологических явлений.

В основе Д. о. м. о. т. лежит представление о том, что в любой реальной развитой (недиффузной) группе межличностные отношения опосредствуются содержанием, целями и задачами социально значимой деятельности этой группы. Группа, осуществляя свою цель, изменяет себя, свою структуру и внутренние отношения. Характер и направление этих преобразований зависят от степени опосредствования их содержанием деятельности и социальной ценности самой совместной деятельности.

Д. о. м. о. т. вводит в научный оборот изучение социально-психологических феноменов коллектива: коллективистическое самоопределение, ценностно-ориентационное единство, мотивационное ядро межличностных выборов, действенная групповая эмоциональная идентификация, референтность и др. Деятельностное опосредствование выступает как системообразующии признак коллектива, определяющий его структуру. Эта структура в рамках Д. о. м. о. т. рассматривается с позиций стратометрической концепции. Она представляет собой особый подход к анализу межличностных отношений, который предпологает возможность рассмотрения многоуровневой структуры групповых процессов (характеристика страт интрагрупповой активности) и осуществления соответствующих измерительных процедур в этих стратах с целью выявления принципиальных отличий групп высокого уровня развития, в частности коллектива, от др. типов менее развитых общностей, напр. диффузной группы.

Многоуровневая структура отношений в развитом коллективе образует несколько страт — качественно своеобразных подсистем отношений. Центральное звено групповой структуры коллектива, над которым надстраиваются все страты, образует сама групповая деятельность с ее содержательной, общественно-экономической характеристикой. Первая страта коллектива фиксирует отношения членов к целям, задачам, ценностям совместной деятельности. Здесь реализуются мотивационные основы групповой деятельности, ее социальный смысл для каждого участника. Во второй страте локализуются межличностные отношения, опосредствованные содержанием совместной деятельности. Третья, поверхностная страта фиксирует межличностные связи, в которых доминируют эмоционально-непосредственные отношения, где коллективные цели и ценности не выступают в качестве фактора, опосредствующего личные связи членов группы. Показатели развитости этого слоя не отражают собственные характеристики коллектива. К последним относятся параметры второго и первого слоев интрагрупповой активности.


Используются технологии uCoz