ЕСТЕСТВЕННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ — особый вид психологического эксперимента, разработанный известным психологом А. Ф. Лазурским.
В 1910 г. А. Ф. Лазурский впервые доложил об Е. э. на 1-м съезде по экспериментальной педагогике, а в 1918 г. вышла в свет книга «Естественный эксперинт и его школьное применение» — итог шестилетней работы кружка, организоного А. ф. Лазурским из числа сотрудов психологической лаборатории Психолоневрологического института. Значительный вклад в разработку Е. э. внесли также психологи М. Я. Басов и В. А. Артемов.
Е. э. соединяет положительные черты метода объективного наблюдения (естественность) и метода лабораторного эксперимента (целенаправленное воздействие на испытуемого). Он проводится в условиях, близких к обычной деятельности испытуемого, который не знает, что он является объектом исследования. Это позволяет избежать отрицательного влияния эмоционального напряжения и преднамеренности ответной реакции. Сближая экспериментальные исследования с жизнью, Е. э. позволяет изучать психические процессы и свойства личности в естественных условиях трудовой, учебной или игровой деятельности. Он доступен и несложен для проведения. Наблюдение нередко дополняется беседой с испытуемым.
Недостатком этого метода являются сложность вычленения для наблюдения отдельных элементов в целостной деятельности испытуемого, а также трудности в использовании приемов количественного анализа.
Результаты Е. э. обрабатываются путем качественного анализа полученных данных.
Одним из вариантов Е. э. является психолого-педагогический эксперимент (экспериментальное обучение), при котором изучение школьника ведется непосредственно в процессе его обучения и воспитания, с целью активного формирования психических особенностей, подлежащих изучению.