Психологический словарь
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

ИНЖЕНЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — область психологической науки, изучающая процессы информационного взаимодействия человека и технических устройств. Иногда И. п. называют технической психологией. Возникновение И. п, обусловлено техническим прогрессом и связанным с ним возрастанием роли человеческих факторов в разработке, проектировании, конструировании и эксплуатации техники. Главные задачи И. п.: исследование процессов приема, переработки и хранения информации человеком в деятельности программирования, управления и контроля за работой технических устройств,   выявление   психологических факторов надежности и эффективности систем «человек — машина». Решение этих задач обеспечивается профессиографическими и экспериментальными исследованиями механизмов восприятия, внимания, мышления, памяти человека в процессе переработки информации; структуры, динамимики и регуляционных исполнительных компонентов этой деятельности; динамики работоспособности человека-оператора; структуры и механизмов групповой деятельности.

Как прикладная дисциплина И. п. есть применение знаний о закономерностях психических функций, процессов, состояний и свойств человека к проектированию и эксплуатации систем «человек — машина» с целью повышения их эффективности и надежности в работе, а также оптимизации человеческого труда. Специалисты принимают участие в решении таких вопросов, как рациональное распределение функций между человеком и машиной и их интеграция, определение наилучших условий деятельности человека-оператора. Специальной задачей И. п. является проектирование деятельности человека-оператора в системе «человек — машина». На основе инженерно-психологических исследований разрабатываются рекомендации, относящиеся к оформлению индикаторов пультов управления, приборных панелей, мнемосхем, органов управления и рабочего места оператора в целом; решаются задачи отбора, обучения и тренировки операторов. Знание закономерностей психических явлений позволяет иногда находить принципиально новые подходы к решению технических задач.

Можно выделить следующие направления И. п.:

  1. Методологические проблемы: определение места и роли человека в управлении производственными процессами. Совершенствование конструкций машин, их приспособление к человеку, передача некоторых функций человека машине способствуют повышению производительности труда, обеспечению условий для повышения трудоспособности человека, развитию его творческих возможностей.
  2. Изучение психофизиологических и психологических (дифференциальных, личностных и т. д.) характеристик человека-оператора, структуры операторской деятельности.
  3. Системотехническое направление: решение теоретических и практических проблем инженерно-психологического проектирования, в т. ч. разработка методик оптимизации компоновки оборудования на пультах управления, построения средств отображения информации и пульов управления; совершенствование методов и критериев оценки надежности и эффективности систем «человек — машина».
  4. Эксплуатационное направление: психологическое обеспечение научной организации труда, его безопасности и удобства для человека; разработка методов, критериев и средств контроля работоспособности и состояния оператора в процессе работы; вопросы групповой психологии; психология управления и др.
  5. Педагогическое направление: вопросы профессионального отбора, подбора и расстановки кадров технических специалистов, активизация их подготовки и переподготовки.

И. п. тесно связана с др. отраслями психологии, прежде всего с общей, экспериментальной, социальной, дифференциальной, военной, педагогической психологией, психологией труда, психофизиологией, а также эргономикой, научной организацией труда и технической эстетикой. И. п. широко использует экспериментальные методы. В эксперименте воспроизводятся элементы той деятельности (или деятельность в целом), которая существует лишь в проекте. В этом смысле говорят о проектирующем эксперименте в И. п. Как самостоятельная наука И. п. начала формироваться в годы второй мировой войны, когда опыт эксплуатации военной техники показал, что ее эффективность и надежность существенно зависят от «человеческих факторов». Инициаторами создания этого направления выступили американские и английские психологи А. Чапанис, Мак-Фердан, У. Гарнер, Д. Бродбент и др. В России первые исследования инженерно-психологического типа были проведены в 20-е гг. XX в. в рамках психологии труда и психотехники, а активно проблемы И. п. стали разрабатываться в начале 50-х гг. в связи со специальными техническими задачами. Первые лаборатории И. п. были созданы в 1959 г. в ЛГУ и НИИ автоматической аппаратуры (Москва).


Используются технологии uCoz